3 КЛАСС Чтение статьи „Овраги и борьба с ними“

3 klass chtenie stati ovragi i borba s nimi Обучение в советской школе

1.    Перед чтением этой статьи необходимо совершить экскурсию к ближайшему оврагу. Если близ школы нет оврага, то учитель находит на местности и поручает учащимся рассмотреть водороины, возникшие во время весеннего таяния снега или летнего ливня на крутом, бедном растительностью склоне (откос на шоссе, выемка или насыпь железной дороги, высокий обрывистый берег реки и т. п.).

Для вводной беседы в классе в качестве наглядной основы могут служить: учебный кинофильм «В овраге», стенная географическая картина «Овраг», модель оврага, изготовленная учителем из влажного песка.

2.            При чтении статья делится на 3 части.

После того, как первая часть статьи, кончающаяся фразой «Многие овраги имеют в глубину 60 метров», будет прочитана одним из учеников, учитель предлагает классу следующие вопросы: Почему в чернозёмной полосе много оврагов? Какой глубины достигают там овраги? А сколько вы знаете оврагов в нашей местности? Какую глубину имел овраг, который был осмотрен нами на экскурсии?

Вторая часть статьи излагает наблюдения путешественника, застигнутого в овраге непогодой. Эта часть читается сначала учителем (целиком), а потом учащимися (по отдельным абзацам). По прочтении каждого абзаца следует его разбор.

а)    Почему в овраге было темно? Почему в овраге было сыро?

б)    Почему путник, находясь в овраге, не заметил приближения грозовых туч?

в)    Какая опасность могла угрожать путнику во время ливня? Почему путник, застигнутый ливнем, не мог выбраться из оврага в любом месте?

г)     В каком направлении побежал путник, спасаясь от приближающегося потока?

д)    Почему во время ливня в овраге собирается много воды? Почему вода быстро течёт по оврагу? Куда водный поток уносил землю, захваченную со дна и берегов оврага?

е)    Какие разрушения, произведённые ливнем, заметил путешественник на дороге и возле селения?

Чтение третьей части статьи (она начинается словами «На рыхлых песчаных поч- ва.х…») поручается нескольким ученикам, сменяющим друг друга. После чтения учитель задаёт учащимся следующие вопросы:

Что приводит к образованию оврагов в тех местах, где почва и лежащие под нею слои отличаются своей рыхлостью? Что способствовало образованию оврагов в царское время? Какой вред причиняют овраги? Какую борьбу с оврагами ведут колхозники в нашей местности? Что рассказано о борьбе с оврагами в прочитанной статье?

3.   После того как вся статья прочитана и разобрана, дети под руководством учителя составляют план рассказа. Учитель пишет план на классной доске. Например: а) Какой вид имеют овраги, б) Как они образуются и растут, в) Какой вред они причиняют, г) Как в СССР борются с оврагами. Дети, готовясь к пересказу, читают всю статью про себя.

Изложение основного географического содержания статьи по четырём разделам плана, намеченного учителем, поручается последовательно четырём ученикам. Учитель в случае надобности привлекает к изложению и других детей. В заключение, пользуясь планом, дети излагают содержание всей статьи.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment