1-й урок.
Урок начинается с вводной беседы, в которой учитель воспроизводит то, что известно детям о татарском иге. Учитель ставит перед детьми вопросы: Когда татары напали на Русь? Как сопротивлялись русские татарам? Почему татарам всё же удалось разорить и завоевать русские города? Как хан Батый назвал своё царство? В чём выражалось татарское иго? Чем оно было тяжело для русских? Что нужно было сделать, чтобы свергнуть татарское иго? Какой московский князь начал объединять русские княжества? В заключение беседы учитель кратко рассказывает о том, что внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович продолжал объединять русские земли. При нём Московское княжество так усилилось, что он решил вступить в борьбу с татарами. Он хотел свергнуть татарское иго.
В связи с объяснением слов «ратные люди» учитель рассказывает детям о вооружении русского войска того времени и объясняет слова, с которыми дети должны встретиться во второй части статьи (стяги, кольчуга, секира). Для объяснения этих слов используется картина «Русский воин в новом вооружении».
Затем дети читают вторую часть статьи — «Навстречу орде». После чтения первого отрывка до слов «Подойдя к Дону…» учитель спрашивает: «Каков был князь Дмитрий Иванович? Как шли войска? Какой приказ князь дал войскам?»
Дети не только отвечают на вопросы учителя, но и приводят соответствующие места текста. После чтения второго отрывка учитель даёт задание выбрать и прочитать места, где говорится о готовности защищать свою землю, не жалея жизни.
В заключение дети пересказывают содержание прочитанных частей статьи. На этом заканчивается первый урок.
2-й урок.
Урок начинается беседой, в которой воспроизводится содержание прочитанной на предыдущем уроке части статьи. Затем дети читают третью часть статьи «Перед битвой». Учитель дополняет содержание прочитанного своим рассказом о том, как переправлялись русские войска через Дон (ночью, очень тихо — не бряцали оружием, копыта лошадей обвязали сухой травой). Для татар появление русских было неожиданным. Учитель передаёт в рассказе все трудности и всё напряжение перед битвой. Рассказ учителя завершается схематическим изображением на доске расположения русских войск и войска татар.
Далее, учитель переходит к чтению четвёртой и пятой частей статьи. Дети, последовательно читая отрывки, озаглавливают их: 1) Подготовка к битве. 2) Начало боя. 3) Разгар битвы. 4) Удар из засады. 6) Бегство врага. 6) После битвы.
После объяснения содержания каждого прочитанного отрывка обе части статьи читаются целиком и воспроизводятся по записанному на доске плану. При объяснении содержания части статьи, рисующей битву русских с татарами, используются иллюстрации в книге и настенные картины.
В заключительной беседе учитель подводит детей к выводу о том, что раздробление Руси ослабило её. Когда же Русь начала вновь объединяться, она окрепла, усилилась. На Куликовом поле русский народ победил потому, что он объединился. Возможно, что дети спросят, свергли ли русские татарское иго, учитель должен сказать, что князю Дмитрию Донскому свергнуть иго не удалось потому, что ещё не все русские княжества объединились. Для того чтобы окончательно свергнуть татарское иго, нужно было объединиться всем. В заключение можно кратко рассказать о том, как и когда Русь освободилась от татарского ига.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова