Ход 1-го урока
1. Рассказ учителя о партизанской борьбе во время Великой Отечественной войны.
В этом рассказе учитель выясняет, кто такие партизаны, как они боролись с немецкими захватчиками, подчёркивает, что в партизанской борьбе принимали участие не только взрослые — мужчины и женщины, но и дети. В беседе учитель вводит новые для детей слова, с которыми дети встретятся в рассказе, и объясняет их значение.
2. Чтение рассказа учителем вслух с последующей беседой, имеющей целью выяснение основного содержания рассказа.
Примерные вопросы: «Кто это Соловушка?», «Почему мальчика так называли?», «Как партизаны узнавали от Соловушки, сколько немцев идёт и сколько у них орудий?», «В чём можно видеть находчивость Соловушки?» (условные знаки в соловьиной трели, разговор с немцами, в котором мальчик прикидывался дурачком).
3. Составление плана рассказа: перечитыванье каждой главы и озаглавливание её. В процессе чтения дети сами указывают, какие слова им непонятны.
Примерный план:
1) Мальчик Соловушка встречает немцев.
2) Соловушка провожает немцев на реку через лес.
3) Партизаны.
4) Немецкий отряд разгромлен.
5) Соловушка снова на своём посту.
4. Упражнение в выразительном чтении первой части. Чтение по ролям.
З адание на до м : подготовиться читать выразительно 1-ю и 2-ю части и подробно пересказать 1-ю часть.
Ход 2-го урока
1. Проверка домашнего задания: пересказ 1-й части, чтение 1-й и 2-й частей.
2. Воспроизведение составленного накануне плана и краткий пересказ всего рассказа.
3. Заключительная работа. Небольшая беседа о Соловушке по вопросу: «Почему Соловушку можно назвать верным сыном родины, или патриотом». Рассказы учащихся о детях-партизанах, известных им из других прочитанных рассказов или из рассказов очевидцев.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова