2 КЛАСС Примерный годовой план занятий по русскому языку

2 klass primernyj godovoj plan zanyatij po russkomu yazyku Обучение в советской школе

По гр амматике и правописанию во 2 классе продолжается работа над предложением. В начале года даётся понятие о повествовательном, вопросительном и восклицательном предложениях, проводятся упражнения в постановке знаков препинания в конце таких предложений. Продолжается анализ предложения по вопросам: о ком? или о чём? говорится в предложении? что говорится? Учитель проводит упражнения в распространении предложений по вопросам, подготовляя таким образом детей к усвоению понятий о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом — и о второстепенных членах, с которыми дети знакомятся в 4-й четверти.

Тема «Слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов» является продолжением работы 1 класса над словами, отвечающими на вопросы: что это? кто это? что делает? какой? какая? какое ? Твёрдые навыки в различении слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов и правильная постановка вопросов к этим словам будут иметь большое значение для дальнейшего изучения предложения и частей речи в 3 и 4 классах. В связи с темой «Слова, обозначающие предметы» проводятся упражнения в отнесении предметов к той или другой группе по общим признакам и в выделении предметов из той или иной группы по частным признакам (Волк, лиса, кошка, собака — животные. Животные бывают дикие и домашние. Дикие животные: волк, лиса. Домашние ответные: кошка, собака). Эти упражнения проводятся и на уроках грамматики и правописания, и на уроках чтения, и на уроках развития речи.

Во 2 классе изучаются следующие разделы правописания: правописание безударных гласных в корнях слов (проверяемых ударением), правописание глухих и звонких согласных, разделительных знаков (ъ, ь), удвоенных и непроизносимых согласных.

Во 2 классе правописанию глухих и звонких согласных и безударных гласных, проверяемых ударением, должно предшествовать формирование у детей понятия о родственных словах, о корне и приставке в слове, а также упражнения в подборе однокоренных слов. Для правильного письма безударных гласных необходимо, кроме того, выработать у детей умение свободно различать в слове ударный гласный звук, ударный слог. Это даётся детям с трудом и требует большого количества упражнений на протяжении всего года.

Во 2 классе на изучение грамматики и правописания по учебной сетке отводится по 5 час. в неделю: в 1-й четверти 45 час, (9 недель), во 2-й четверти 35 час. (7 недель), в 3-й четверти 50 час. (10 недель), в 4-й четверти 35 час. (7 недель) — всего 165 час.

В 1-й четверти работа по гр амматике и правописанию проводится в следующем порядке:

1.   Повторение предложения — 4 часа: выделение предложения в речи (1); анализ предложений по вопросам (1); большая буква в начале предложения (1); точка в конце его (1).

2.   Повторение правил правописания, пройденных в 1 классе — 4 часа: повторение употребления, букв е, ё, я, ю, й (1); повторение правописания гласных после шипящих (1); повторение правописания мягкого знака в конце и в середине слов (2).

3.   Алфавит — 2 часа: правильное называние букв и усвоение порядка их расположения.

4.   Большая буква в именах и отчествах людей, названиях городов, сёл, деревень, улиц, рек — 5 час.

5.   Вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения: их содержание, интонация и знаки препинания при письме — 3 часа.

6.   Слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов — 12 час.: вопросы к этим словам: кто ? что? кого ? чего ? кому? чему? и пр.; что делает предмет? что делал? какой? какая? какое? какие? какого? какую? и пр. (3); распознавание всех этих категорий слов в предложении (3); подбор слов одной и той же категории (3); упражнения в составлении предложений (3).

7.   Предлоги — 5 час.; практическое знакомство с предлогами, их ролью в речи (2); раздельное написание их со словами, обозначающими предметы и признаки предметов (3).

8.   Корень и приставка в словах, легко поддающихся расчленению — 8 час.: корень и приставка в слове (2); выделение корня и приставки (2); подбор однокоренных слов, сопоставление их по значению (4).

9.   Контрольная работа по всему пройденному за 1-ю четверть — 2 часа: 1) диктант на все правила правописания объёмом в 25 — 30 слов; 2) грамматический разбор: найти в данном предложении слова, обозначающие предметы, действия и признаки; подчеркнуть в слове гласные звуки; составить по данным словам, обозначающим предметы, 2 — 3 предложения.

В 1-й четверти, в связи с изучением грамматических тем «Повторение пройденного в 1 классе о предложении, слове, слоге и звуке» и «Большая буква в собственных именах» проводятся упражнения по развитию речи, заключающиеся в составлении предложений и записи их, в распространении и дополнении предложений (с помощью вопросов и без них), в различении собственных и нарицательных имён (без этих терминов), во включении в предложение слов на то или иное правило.

В связи с темой «Вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения» проводятся упражнения в подборе из книги предложений и составлении своих предложений с разными интонациями, в зависимости от смысла, и разными знаками препинания в конце их.

Тема «Алфавит» даёт возможность провести группировку слов по первой букве.

С темами «Слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов» и «Корень и приставка» связываются упражнения в группировке слов по общим признакам, по общему корню, по месту нахождения предметов, по времени их наблюдения, а также упражнения в добавлении признаков и действий к предметам, в постановке вопросов к словам предложения, в составлении предложений со словами, обозначающими предметы, признаки и действия, и в распространении предложений путём добавления слов, обозначающих предметы, признаки и действия предметов.

Тема «Предлоги» даёт возможность также провести упражнения на составление и запись предложений со словами, имеющими при себе предлоги. Такие упражнения помогут детям хорошо понять значение предлогов в речи.

При обучении сочинениям и изложениям учитель постепенно подводит детей к понятию о плане как средстве правильного и последовательного изложения мыслей. Учащиеся должны уметь: 1) рассказать содержание намечаемой работы по плану, составленному с учителем; 2) самостоятельно записать составленный под руководством учителя план; 3) самостоятельно составить письменный рассказ из 4 — 6 предложений с предварительной устной подготовкой и составлением плана.

В 1-й четверти учебного года во 2 классе на сочинения и изложения отводится 9 часов. Работу над изложением и сочинением надо начинать с тех видов упражнений, которые проводились в конце первого года обучения, постепенно усложняя их и делая более самостоятельными.

1.   Составление рассказа из предложений, данных вразбивку, с помощью учителя, но без предварительного разбора в классе содержания отдельных предложений.

Учащиеся только указывают, какое предложение надо писать первым, вторым и т. д., и самостоятельно записывают их в нужном порядке. Придумывают сами название рассказа (работа проводится один раз).

2.   Изложение учащимися прочитанного учителем рассказа по вопросам с употреблением в ответах своих слов. Запись делается детьми самостоятельно (работа проводится один раз).

3.   Изложение прочитанного рассказа по вопросам, причём на каждый вопрос учащиеся отвечают 2 — 3 предложениями. Запись проводится учащимися после тщательной устной подготовки в составлении отдельных предложений. Такого вида работу можно провести два раза.

4.   Составление рассказа по картине или по серии картин (сочинение) и по вопросам к ним, с ответами в 2 — 3 предложения на каждый вопрос.

Рассказ составляется сначала устно, а потом самостоятельно записывается учащимися (работа проводится один раз).

5.   Составление рассказа (сочинения) после экскурсии (например, на огород) на тему: «Как мы помогали убирать овощи» по вопросам с ответами, состоящими из 2 — 3 предложений.

Учащиеся под руководством учителя составляют устно рассказ и затем самостоятельно его записывают (работа проводится один-два раза).

Во 2-й четверти работа по грамматике и правописанию может быть спланирована следующим образом:

1.   Глухие и звонкие согласные в корне слова — 10 час.: понятие о звонких и глухих согласных, умение различать и находить их в словах (коза — коса, гора — кора) (2); глухие согласные на конце слов и их обозначение на письме в зависимости от смысла слова (проверка путём подбора однокоренного слова — дубы — дуб) (3); правописание глухих и звонких согласных в середине слова (3); контрольные работы: подбор проверочных слов, списывание со вставкой пропущенных букв, диктант (2).

2.            Слова с непроизносимыми согласными и проверка их правописания — 4 часа.

3.   Ударение в слове и его значенне~8 час.: гласные и согласные звуки (1); упражнение в выделении в слове гласных звуков (1); понятие об ударении и распознавание его в двусложных словах (1); распознавание ударений в трёхсложных словах (1); смысловое значение ударения (1); упражнения в обозначении ударения на письме (2); контрольная работа: расстановка ударений в словах (1).

Упражнения в распознавании ударений в словах должны проводиться в течение всего времени изучения правописания безударных гласных, так как это даётся детям с трудом.

4.   Безударные гласные в корне слова — 8 час.: понятие о безударных гласных (1); правило правописания безударных гласных в корне слова (1); безударные о, а, е в двусложных словах, с проверкой написания путём изменения грамматического числа слов: коза — козы, трава — травы, река — реки (4); безударные о, а, е, не проверяемые ударением (2).

5.   Повторение и контрольные работы на всё пройденное — 5 час.; подбор однокоренных слов, изменение слов с передвижкой ударения с одного слога на другой, обозначение ударения в слове, проверка правописания звонких и глухих согласных, грамматический разбор, диктант на безударные гласные и звонкие и глухие согласные, а также списывание со вставкой пропущенных безударных гласных и звонких и глухих согласных.

Во 2-й четверти темы «Глухие и звонкие согласные», «Ударение в слове» и «Безударные гласные» дают возможность провести следующие работы по развитию речи : группировка слов по общему корню, изменение грамматического числа и перенесение ударения на корень слова, включение в предложение слов на то или иное правило правописания, а также упражнения на различение смысла слов в зависимости от ударения (горы — горы, пилы — пилы) или от замены одной буквы другою (пруд — прут, луг — лук, волы — валы, вила — вела, приди — пряди, спеши — спиши).

В связи с непроверяемыми безударными гласными следует дать упражнения на группировку предметов по общим признакам и на составление предложений по словам, содержащим непроверяемые безударные гласные, а также письмо слов и предложений по памяти.

В работе по обучению изложениям и сочинениям в этой четверти могут быть использованы следующие виды работ (7 час.):

1.   Изложение по картинному плану (какие картинки можно нарисовать к прочитанному рассказу, как их назвать, какие вопросы поставить к каждой картинке, в каком порядке их расположить).

После связного устного пересказа содержания картин по вопросам, записанным на доске, дети приступают к самостоятельной записи изложения (работу провести два-три раза).

2.            Изложение прочитанного с учителем рассказа по составленному плану.

3.   Рассказ по серии картин (сочинение). Учащиеся рассматривают последовательно одну за другой картины и рассказывают о том, что на них изображено, и к каждой ставят обобщающие вопросы. Вопросы записываются на доске, составляется устный рассказ, который учащиеся самостоятельно записывают (работа проводится два-три раза).

В 3-й четверти по грамматике и правописанию изучается: 1. Правописание слов с безударными гласными о, а, и, е, я в корнях — 20 час.: повторение пройденных случаев правописания безударных гласных, установление сходства в значении и единообразия в написании однокоренных слов (3); безударные в трёхсложных и четырёхсложных словах с проверкой их путём изменении числа (сторона — стороны) (2); лица (хожу — ходит) (1); времени (замерзает — замёрз) (1); путём подбора самых коротких слов с ударением на проверяемом гласном (кормушка — корм) (1.); а также путём образования уменьшительно-ласкательных слов (цветы — цветики) (1); слова с двумя проверками (голова — головы — головка) (2); непроверяемые безударные гласные о, а, е, и, я в двусложных, трёхсложных и четырёхсложных словах (берёза, осина, земляника, воробей, корова, собака, месяц, яблоко и др.) (3); повторение всех безударных гласных (с разными способами проверки) (2).

Контрольные работы (4): подбор группы однокоренных слов к данному слову, подбор проверочных слов к данным, грамматический разбор, списывание со вставкой пропущенных букв, диктант на правописание безударных гласных.

2.    Разделительные ь и ъ в зависимости от места в слове — 10 час.: разделительный ь (3); разделительный ъ (3); упражнения в подборе и правописании слов с разделительными ъ и ь (2); контрольная работа (2).

3.    Предложение и главные его члены — 8 час.: выражение мысли посредством предложения (1); анализ предложения о ком (о чём) говорится? и что говорится; подлежащее как главный предмет речи. Вопросы к подлежащему (кто? что?), распознавание подлежащего в предложении (1); составление предложений по данному подлежащему (2); понятие о сказуемом (1). Вопросы к сказуемому: что делает? что делал? что сделал ? (1); распознавание подлежащего и сказуемого в предложении (1), составление предложения с данными сказуемыми (1).

4.            Слова с удвоенными согласными — 3 часа.

5.    Повторение и контрольные работы по всему пройденному — 7 час.: диктант на все пройденные правила правописания; обозначение ударений в словах одного предложения; подчёркивание слов в предложении, в котором надо проверить безударную гласную в корне; изложение небольшого текста со словами, содержащими безударные гласные в корне, разделительные знаки, непроизносимые и удвоенные согласные.

По развитию речи в 3-й четверти, в связи с темами «Безударные гласные», «Разделительные ъ и ь», «Непроизносимые согласные», «Удвоенные согласные», проводятся почти те же виды работ, что и во 2-й четверти. В особенности полезны следующие работы: группировка слов по общему смыслу и общему корню, образование родственных слов путём добавления приставок, составление и запись предложений со словами на изучаемое правило, письмо по памяти слов на разные правила и предложений, в которых встречаются слова с ъ, непроизносимыми, удвоенными согласными и непроверяемыми гласными.

На работу по обучению изложениям и сочинениям в 3-й четверти отводится 10 час. На занятиях могут иметь место следующие виды работ:

1.    Коллективное составление плана рассказа и самостоятельное изложение рассказа (работу провести два-три раза).

2.            Сочинение по картине с предварительным составлением плана.

Эта работа имеет два этапа: 1) рассматривание картины, коллективное составление плана к ней и устного рассказа; 2) письменное сочинение по плану (работа проводится два-три раза).

3.            Сочинение на тему по плану, данному учителем.

После устного рассказывания дети приступают к самостоятельной записи.

Трудные слова во всех случаях записываются на доске (работа проводится один- два раза),

В 4-й четверти работа по грамматике и правописанию может быть спланирована в таком порядке:

1.    Второстепенные члены предложения и их смысловая роль — 12 час.: раскрытие содержания предложения путём добавления пояснительных слов к подлежащему и сказуемому по вопросам (4); смысловая роль второстепенных членов предложения (3); упражнения в различении членов предложения и в постановке вопросов к ним (5).

2.    Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением — 10 час.: упражнения в правописании на пройденные правила с применением всех способов проверки (7); расширение орфографического словаря за счёт слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением (3).

3.    Повторение пройденного — 10 час.: предложение (3); ударение в слове (2); корни и приставки (2); безударные гласные (3).

4.    Контрольные работы по всему пройденному за год — 3 час.: диктант на все пройденные правила правописания; грамматический разбор предложения: найти подлежащее, сказуемое, второстепенные члены; обозначить в словах ударения; подобрать к данному слову однокоренные слова; подчеркнуть корень слова.

Изложение небольшого текста, содержащего слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми.

В 4-й четверти, в связи с темами «Предложение и его члены» и «Второстепенные члены предложения», возможно проведение следующих видов работ по развитию речи : составление и распространение предложений, с включением в них тех или иных членов предложения по вопросам для уточнения мысли (добавление подлежащих к данным сказуемым, сказуемых к данным подлежащим, второстепенных членов к нераспространённому предложению).

Повторение пройденного даёт широкую возможность поставить также ряд словарных работ в связи с составлением и записью предложений.

При планировании занятий по обучению изложениям и сочинениям (7 час.) надо иметь в виду следующее:

1.    Самостоятельное изложение учащимися прочитанного учителем текста по данному учителем плану.

2.    Самостоятельное изложение прочитанного текста после устного пересказа, без составления плана (два раза).

3.           Самостоятельное сочинение по картине и по плану, данному учителем.

4.           Самостоятельное сочинение по картине без составления плана (два раза).

5.    Самостоятельное сочинение на тему из жизни детей по плану, данному учителем.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment