Цель 2 -го урока. Расширить и уточнить понятие существительного, указав на то, что к разряду существительных относятся названия не только тех предметов, которые мы видим, но и тех, что мы слышим, обоняем и представляем как предметы: признаки, действия, события и т. д.
Ход урока.
1. После проверки домашнего задания учитель упражняет детей в составлении предложений, в которых одни и те же существительные могут быть и в роли подлежащего, и в роли второстепенных членов предложения.
2. Затем учитель составляет с детьми ряд предложений на тему «Наступление зимы». Предложения записываются на доске, например: Ударил мороз. Выпал первый снег. На улице послышались звонкие голоса и смех. Дети катаются на салазках, играют в снежки. Радость и веселье сияют на их лицах…
Разбирая эти предложения, учитель обращает внимание детей на то, что подлежащие здесь выражены также именами существительными, хотя существительные в некоторых из этих предложений обозначают не только предметы, которые мы видим, но и то, что мы слышим (голоса, смех), чувствуем (мороз), и всё, о чем мы можем сказать: кто это? что это?
3. После упражнения детей в составлении предложений на тему «Родина» со словами: война, храбрость, ученье, знания и т. д., учитель даёт детям задание на дом — выписать имена существительные из отрывка какой-либо прочитанной статьи.
В начальных классах нет нужды более точно определять, что обозначают такие слова, как голоса, смех, радость, веселье. Важно, чтобы дети умели ими пользоваться, понимали, что это — имена существительные , так как к ним можно поставить вопрос: что это ?, что они в предложении могут быть подлежащими (это самое главное) и второстепенными членами как и всякое другое имя существительное, обозначающее предмет (людей, животных, растения и т. д.).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова