2-й год занятий кружка (3 — 4 классы)

2 j god zanyatij kruzhka 3 4 klassy Обучение в советской школе

Весна.

1.    Наблюдение окружающей природы и составление календаря погоды и природы.

Проведение ежедневных наблюдений над облачностью, температурой, осадками, ветром (направление и сила) — с отметкой в календаре. Составление календаря погоды по неделям и месяцам.

Весенние явления в неживой природе (таяние снега, разлив реки, ледоход и др.), в растительном мире (распускание листьев на деревьях, цветение их, первые весенние цветы и др.), в животном мире (прилёт грачей, скворцов и других птиц; пение соловья, кукование кукушки, лёт первых бабочек, майских жуков и т. д.). Сравнение итогов наблюдений за состоянием погоды по месяцам.

Экскурсии в лес, в поле. Весенние работы в поле, саду, огороде; последовательность и сроки их. Изготовление стенного календаря весенней природы и погоды или выпуск стенной газеты «Весна пришла».

2.    Работы в уголке живой природы : черенкование комнатных растений, легко черенкующихся — традесканции, фуксии, герани и др. Как можно размножить некоторые растения не семенами. Расположение листьев на стебле (очередное — попарное), размещение почек в пазухах листьев.

Перевалка и пересадка комнатных растений. Уход за ними. Первоначальные сведения о питании растений из почвы.

Проверка всхожести семян, предназначенных к посеву на участке и в колхозе. Строение крупных семян двудольных растений (фасоли, бобов) — кожура, семядоли, почечка, корешок. Что необходимо для прорастания семян (влага, тепло, воздух). Опыт: будут ли прорастать семена, полностью погружённые в воду. Опыт, выясняющий зависимость прорастания от температуры. Выращивание в ящиках рассады капусты и помидоров, а также цветочной рассады: подготовка земли, посевов, пикировка. Для чего надо пикировать рассаду.

3.    Участие в проведении Дня птиц : польза птиц и необходимость их охраны (беседа, чтение). Изготовление плаката — «Охраняйте птиц».

Изготовление гнездовий. Различные виды гнездовий. Участие в проведении Дня птиц.

Проведение наблюдений над заселением развешенных гнездовий. Обитатели гнездовий — скворцы, синицы, мухоловки.

4.    Работы на земельном участке : подготовка участка к посеву — вскопка, рыхление, разбивка на грядки (делянки) и приготовление их. Почва, её состав (опыт с отмучиванием почвы). Посев различных овощей. Внешний вид и особенности семян выращиваемых овощей. Как производить посев различных овощей (глубина заделки, расстояние).

Посев семян различных (цветочных) растений — новых, не выращиваемых в предыдущем году. Внешний вид высеваемых семян, умение различать их.

Высадка рассады помидоров, капусты, тыквенных и цветочных растений. Части растений. Наблюдения над развитием выращиваемых растений с отметкой сроков посева, появление всходов и т. д.

5.    Участие в древонасаждении : посадка деревьев и кустарников, уход за посадками.

Когда можно сажать деревья весной (до распускания листьев). Как правильно посадить дерево или кустарник.

На основе программы составляется план работы на месяц. В плане намечаются примерные сроки работы, более точно определяется количество и место экскурсий, список овощных и цветочных растений, которые будут выращиваться, площадь посевов, а также распределение работ между юными мичуринцами. Программа с незначительными изменениями используется в течение ряда лет, тогда-как план является оперативным документом и составляется только на один год. Программу разрабатывает руководитель, а к составлению плана следует привлекать и членов кружка, приучая их планировать свою работу.

Работа кружка, организуемая в соответствии с программой и планом, может проводиться в различных формах. Раз в неделю или раз в две недели, смотря по сезону и потребности, устраиваются общекружковые занятия в форме бесед, экскурсий или в виде практических занятий с участием всех членов кружка. Но, как правило, практические работы выполняются кружковцами самостоятельно, индивидуально или, что в начальной школе бывает чаще, небольшими звеньями (в 2—3 человека). Задание определяет руководитель. Задания, особенно для начинающих, должны быть небольшими и, разумеется, посильными; постепенно они усложняются, по мере овладения членами кружка навыками самостоятельной работы.

Каждое звено (или отдельный член кружка) ведёт дневник, в который прежде всего записывается задание, а затем выполняемые работы и результаты наблюдений с зарисовками. Ведение дневников для юных мичуринцев — учащихся начальной школы — является делом трудным; поэтому можно ограничиться требованием кратких записей.

На основании дневника или записей учитывается работа звена и отдельных членов кружка. Для общего учёта работы кружка служит журнал, который ведётся руководителем при помощи старосты или секретаря кружка. Наиболее практичен журнал в форме классного журнала, на первых страницах которого содержится список членов кружка и отмечается посещаемость, а на последующих записывается содержание общекружковых занятий.

В конце года или сельскохозяйственного сезона подводятся итоги работы кружка, обсуждаемые на общем собрании кружка с приглашением гостей — родителей, учителей, других учеников (некружковцев). К отчётному собранию организуется выставка, иллюстрирующая работу кружка и отдельных его членов.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment