Весна.
1. Наблюдение окружающей природы и составление календаря погоды и природы.
Проведение ежедневных наблюдений над облачностью, температурой, осадками, ветром (направление и сила) — с отметкой в календаре. Составление календаря погоды по неделям и месяцам.
Весенние явления в неживой природе (таяние снега, разлив реки, ледоход и др.), в растительном мире (распускание листьев на деревьях, цветение их, первые весенние цветы и др.), в животном мире (прилёт грачей, скворцов и других птиц; пение соловья, кукование кукушки, лёт первых бабочек, майских жуков и т. д.). Сравнение итогов наблюдений за состоянием погоды по месяцам.
Экскурсии в лес, в поле. Весенние работы в поле, саду, огороде; последовательность и сроки их. Изготовление стенного календаря весенней природы и погоды или выпуск стенной газеты «Весна пришла».
2. Работы в уголке живой природы : черенкование комнатных растений, легко черенкующихся — традесканции, фуксии, герани и др. Как можно размножить некоторые растения не семенами. Расположение листьев на стебле (очередное — попарное), размещение почек в пазухах листьев.
Перевалка и пересадка комнатных растений. Уход за ними. Первоначальные сведения о питании растений из почвы.
Проверка всхожести семян, предназначенных к посеву на участке и в колхозе. Строение крупных семян двудольных растений (фасоли, бобов) — кожура, семядоли, почечка, корешок. Что необходимо для прорастания семян (влага, тепло, воздух). Опыт: будут ли прорастать семена, полностью погружённые в воду. Опыт, выясняющий зависимость прорастания от температуры. Выращивание в ящиках рассады капусты и помидоров, а также цветочной рассады: подготовка земли, посевов, пикировка. Для чего надо пикировать рассаду.
3. Участие в проведении Дня птиц : польза птиц и необходимость их охраны (беседа, чтение). Изготовление плаката — «Охраняйте птиц».
Изготовление гнездовий. Различные виды гнездовий. Участие в проведении Дня птиц.
Проведение наблюдений над заселением развешенных гнездовий. Обитатели гнездовий — скворцы, синицы, мухоловки.
4. Работы на земельном участке : подготовка участка к посеву — вскопка, рыхление, разбивка на грядки (делянки) и приготовление их. Почва, её состав (опыт с отмучиванием почвы). Посев различных овощей. Внешний вид и особенности семян выращиваемых овощей. Как производить посев различных овощей (глубина заделки, расстояние).
Посев семян различных (цветочных) растений — новых, не выращиваемых в предыдущем году. Внешний вид высеваемых семян, умение различать их.
Высадка рассады помидоров, капусты, тыквенных и цветочных растений. Части растений. Наблюдения над развитием выращиваемых растений с отметкой сроков посева, появление всходов и т. д.
5. Участие в древонасаждении : посадка деревьев и кустарников, уход за посадками.
На основе программы составляется план работы на месяц. В плане намечаются примерные сроки работы, более точно определяется количество и место экскурсий, список овощных и цветочных растений, которые будут выращиваться, площадь посевов, а также распределение работ между юными мичуринцами. Программа с незначительными изменениями используется в течение ряда лет, тогда-как план является оперативным документом и составляется только на один год. Программу разрабатывает руководитель, а к составлению плана следует привлекать и членов кружка, приучая их планировать свою работу.
Каждое звено (или отдельный член кружка) ведёт дневник, в который прежде всего записывается задание, а затем выполняемые работы и результаты наблюдений с зарисовками. Ведение дневников для юных мичуринцев — учащихся начальной школы — является делом трудным; поэтому можно ограничиться требованием кратких записей.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова