1-й урок.
Цель урока — уточнить представления учащихся о числе 5. Ознакомить их с цифрой 5.
Ход урока. 1. Восприятие числа 5.
а) Образование данного числа на классных пособиях.
На полочке ставят 4 кубика, затем ещё один. Выясняется, сколько всего кубиков получилось. (То же проделывается на счётах.)
б) Образование данного числа на индивидуальных пособиях.
Учащиеся откладывают 4 палочки, затем прибавляют к ним ещё одну и говорят, сколько всего палочек получилось.
в) Ознакомление с числовой фигурой 5.
Учитель чертит на доске числовую фигуру 4 (в виде кружков), затем добавляет ещё 1 кружок.
Учащиеся зарисовывают эту фигуру в своих тетрадях.
г) Измерение шагами.
Вызванный ученик делает 4 шага, затем ещё 1. Выясняется, сколько всего шагов он сделал.
2. Ознакомление с цифрой 5.
Учащиеся показывают цифры 1, 2, 3, 4. Затем учитель показывает детям карточку с цифрой 5. Чтобы проверить, хорошо ли дети усвоили цифры, учитель показывает им карточки с цифрами, требуя от них, чтобы они каждый раз показывали столько палочек (или пальцев), сколько единиц в показываемом им числе.
3. Письмо цифры 5.
Учитель показывает детям, как пишется цифра 5.
По заданию учителя учащиеся пишут эту цифру в своих тетрадях.
4. Задание на дом — нарисовать 5 яблок; писать цифру 5 (1 строку).
2-й урок.
Цель урока — закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.
Ход урока.
1. Повторение пройденного на предыдущем уроке. Письмо цифры 5.
2. Рассмотрение состава числа 5.
Разложение числа 5 на 4 и 1 на классных и индивидуальных пособиях. Зарисовка в тетрадях 5 ягод. Разбивка их с помощью вертикальной чёрточки (стоячей палочки) на 4 и 1.
Подобным образом число 5 разбивается на 1 и 4, на 3 и 2 и на 2 и 3, после чего делается вывод, на какие два числа можно разложить число 5.
3. Устное решение задач на сложение и вычитание в пределе 5.
4. Задание на дом: 5 палочек раскладывать на 2 кучки, как это делали в классе.
Запомнить, как можно по-разному разложить 5 палочек на 2 кучки. Писать цифру 5 (две строки).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова