Основной задачей второго полугодия является твёрдое усвоение, углубление и расширение этих первоначальных знаний по грамматике и правописанию.
Необходимо научить детей работать с учебником, т. е. разбираться в заданиях к упражнениям и правильно их выполнять, уметь без ошибок списывать письменный и печатный текст, писать по слуху диктант — отдельные предложения и связный текст объёмом до 20 слов (к концу года), писать по памяти коротенький текст (8 — 10 слов), составлять и записывать полные ответы на вопросы, написанные на доске.
При изложении своих мыслей учащиеся составляют и пишут в тетрадях полные ответы (одним предложением) на вопросы, записанные учителем на доске; в ответе дети повторяют слова вопроса и добавляют к ним всего лишь одно-два слова.
На работу по грамматике и правописанию в 1 классе по учебной сетке отводится по 4 часа в неделю. Обучение грамматике и правописанию начинается во 2-й четверти, с 1 декабря. Таким образом, в декабре на грамматику и правописание имеется 16 час. (4 недели по 4 часа), в 3-й четверти 40 час. (10 недель по 4 часа), в 4-й четверти 28 час. (7 недель по 4 часа).
1-я четверть отводится обучению грамоте . Работа проводится в такой последовательности; подготовительный или добукварный период — от 30 до 40 час.; практические навыки разложения предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки; практическое знание 10 звуков (а, у, о, м, р, с, ш, х, н, л); умение писать элементы букв.
Первый этап букварного периода — 40 час., твёрдые согласные (м, р, ш, н, л, с. х) и основные гласные (а, о, у, ы) в простейших словах и слогах типа ма, ру, но, лы, шар.
Второй этап букварного периода — 40 час.: те же звуки, что на первом этапе, в твёрдом и мягком звучании, а также и, к, п, т, в, ж, з, й, ь в прямых и закрытых слогах.
В первой четверти в связи с обучением грамоте дети получают практические элементарные знания: предложение, слово, слог, звук; знание 20 букв, соответствующих выделенным из слов и усвоенным звукам; большая буква в начале предложения и в именах людей; точка в конце предложения; гласные и согласные звуки; твёрдое и мягкое произношение согласных.
2-я четверть — третий этап букварного периода — 40 час. Изучение 13 букв (б, г, д, ч, ц, щ, я, ю, е, ё, э, ф, ъ) и всех основных звуков речи как твёрдых, так и мягких в более трудных слогах — из 3 — 4 букв.
Послебукварный период — 40 час.: укрепление навыков чтения и письма.
В этой четверти детям даются элементарные практические знания о языке в связи с обучением грамоте: 1. Практическое знакомство с предложением — 8 час., из них: правильная запись предложений, в которых написание не расходится с произношением (4); самостоятельное составление предложений и запись их (4).
2. Гласные и согласные звуки — 7 час.: уменье выделить звуки в словах устной речи и назвать соответствующие звукам буквы в написанных или напечатанных словах (6). Контрольная работа на выделение в словах гласных и согласных букв (1).
Контрольная работа по всему пройденному — 1 час.
В связи с усвоением грамоты в 1-й и 2-й четвертях проводится работа по развитию речи. Дети учатся отвечать полными ответами и строить предложения на данную тему или по картинке. Некоторые из предложений записываются на уроках письма.
На особых уроках чтения (1 — 2 в неделю) дети учатся рассказыванию, пересказывают сказки, ранее прочитанные рассказы, заучивают стихотворения.
В 3-й четверти работа по грамматике и правописанию может планироваться следующим образом.
1. Предложение — 8 час.: точка в конце предложения и большая буква в начале предложения; уменье разложить на предложения текст, состоящий из 3-4 предложений, написанный без точек и заглавных букв (4). Анализ предложения по вопросам о ком или о чём сказано в предложении и что сказано; уменье ответить законченными предложениями на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? какая? какое? какие? и др.; умение составить предложение; распространить предложение по вопросам (3). Контрольная работа на тему «Предложение» (1).
2. Предмет и его название — 9 час: слова, обозначающие предметы; группировка слов по назначению предметов и по месту нахождения их: игрушки, учебные вещи, мебель, посуда и т. п.; предметы, находящиеся в комнате, на улице, в саду, в лесу и т. п.
Продолжение работы по расширению и уточнению детского словаря и по составлению предложений.
3. Заглавная буква в именах, фамилиях людей и кличках животных — 6 час.
4. Слоги — 2 часа: деление слов на слоги, перенос слов по слогам; наличие гласного в каждом слоге.
5. Звуки гласные и согласные — 3 часа: уменье выделить звуки в слове, найти гласные и согласные, различать твёрдые и мягкие согласные.
6. Письмо слов с буквами е, ё, я, ю — 4 часа: е, ё, я, ю в начале слова (яма) и после гласных (красная) (1), различения по слуху слов типа мал — мял, нос — нёс, письмо слов с буквами е, ё, я, ю после согласных (дядя) (2). Контрольная работа (1).
7. Письмо слов с буквой й — 4 часа; упражнение в различении по слуху и значению слов с звуками й и и (и — слоговое и й — неслоговое) (1); письмо слов с й, перенос слов с й (2). Контрольная работа (1).
8. Письмо слов с э — 2 часа: запоминание написания слов это, этот, эта, эти, этажерка в предложениях — в ответах на вопросы кто это? что это? что делает эта девочка? и т. д,
9. Письмо слов с непроверяемыми безударными гласными и контрольная работа — 3 часа.
При изучении нового материала повторяется пройденное по грамматике и проводятся упражнения на ранее изученные правила правописания. В особенности важна работа над предложением, которая проходит красной нитью через все занятия грамматикой и орфографией.
Вся работа над словами, слогами и звуками проводится на базе предложения: слова для анализа берутся из предложения; упражняясь в письме слов, дети снова составляют предложения. Это относится как к предыдущей, так и ко всей последующей работе по русскому языку.
Работа по развитию речи проводится в связи с практическим изучением предложения. Дети упражняются в составлении предложений по вопросам: кто? что делает? и в распространении предложения с помощью вопросов кого? что? чем? кому? какой? Под руководством учителя проводится запись предложений.
В связи с изучением тем «Слоги», «Буквы е, ё, я, ю», «Буква й», «Буква э», дети наблюдают изменения значений слов (или бессмысленность звукосочетаний) в случае пропуска или замены буквы (пар-та — пара, нос — нёс, мал — мял, мои — ми и пр.). Кроме того, для лучшего запоминания написаний слов (особенно с непроверяемыми гласными) дети группируют слова, обозначающие предметы, по общим признакам и по месту нахождения предметов (Тетрадь, карандаш, пенал — учебные вещи. В огороде растут огурцы, капуста, морковь, свёкла, картофель.)
С указанными темами связываются также упражнения по составлению предложений со словами на то или иное правило правописания: на э (Это этажерка. Это эхо.); на й (Мой руки чисто. Двор метут метлой.).
В 3-й четверти учитель приступает к обучению детей письменным изложениям и сочинениям . На эти занятия в течение четверти отводится 10 час. В этот раздел занятий включаются следующие виды работ:
1. Изложение рассказа по вопросам с помощью учителя. Учащиеся дают полные ответы на вопросы с повторением слов вопроса и добавлением одного слова (такой вид изложения надо провести 2 — 3 раза).
2. Коллективное составление рассказа (сочинение) по серии картинок (или по одной картине), например, по картинкам, помещённым в начале букваря.
Работа проводится так же, как при изложении: учащиеся дают устно полные ответы на вопросы с добавлением одного слова и затем самостоятельно пишут ответы в тетради (такую работу следует провести 2 — 3 раза).
3. Составление детьми рассказа на тему из своей жизни (сочинение) также по вопросам.
Ответив на вопросы устно, учащиеся самостоятельно пишут ответы в тетради (работа проводится один раз).
4. Составление по вопросам рассказа (сочинение) после экскурсии в лес (парк, сад) за ветками для наблюдения за распусканием почек.
Ответы записываются детьми самостоятельно (работа проводится один раз).
5. Составление рассказа из предложений, данных учителем вразбивку, с предварительным разбором содержания этих предложений (в порядке их логической последовательности). Работа проводится два раза.
В 4-й четверти после повторения пройденного о предложении (2) работы по грамматике и правописанию проводятся по следующему плану:
1. Употребление ь как знака мягкости согласной в конце слова и в середине слова между двумя согласными — 10 час.: сопоставление по звучанию и значению слов типа угол — уголь (1), письмо слов с ь на конце (4), в середине слов после мягких согласных (4); контрольная работа (1).
2. Шипящие ж, ш, ч ,щ — 7 час.: правописание жи, ши (2), ча, ща (2), чу, щу (2); контрольная работа (1).
3. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными — 4 часа.
4. Упражнения в произношении слов без искажения и смешения звуков с правильным ударением. Повторение всего пройденного; контрольная работа — 5 час.
По развитию речи в 4-й четверти имеют место те же виды работ, что и в третьей. По теме «Гласные после шипящих» полезно, кроме того, дать детям упражнение в выписке из книг слов и предложений, в которых встречаются сочетания шипящих с гласными и, а, у. При повторении полезно дать такие же упражнения на изменение грамматического числа слов: кони — конь, сараи — сарай, тучи — туча; рощи — роща, нож — ножи, шалаш — шалаши и т. п.; а также на вставку слов и распространение предложений словами, содержащими ту или иную усвоенную орфографическую трудность: На липе сидели… (чижи). Одежду шьют… (иглой). Иногда даётся упражнение с выбором из двух данных слов наиболее подходящего: В лесу росла… Миша… хлеб (ель, ел). Девочка… сорвала… (розу, Роза).
В 4-й четверти продолжаются систематические занятия по обучению изложениям и сочинениям (7 час.)
1. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку, с предварительной беседой о том, какое предложение нужно написать первым, вторым и т. д.; после этого учащиеся самостоятельно списывают предложения в нужном порядке (работа проводится один раз).
2. Изложение прочитанного учителем рассказа по вопросам, причём в ответах повторяются только некоторые слова вопроса, другие добавляются самими учащимися.
Работа проводится сначала устно, а затем учащиеся самостоятельно пишут ответы на вопросы (работа проводится два раза).
3. Коллективное составление рассказа (сочинение) по серии картинок или по одной картинке. Характер вопросов такой же, как и при изложении рассказа.
После устной подготовки учащиеся самостоятельно записывают рассказ (работа проводится два раза).
4. Составление и запись рассказа (сочинение) после весенней экскурсии (например, на реку для наблюдения ледохода), после устной подготовки ответов на вопросы (проводится одни раз).
5. Составление записи наблюдений за прорастанием семян (гороха, фасоли) после устной подготовки ответов на вопросы по теме работы (работа проводится одни раз).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова