1 класс чтение сказки "умей подождать&quot

1 klass chtenie skazki umej podozhdatquot Обучение в советской школе

Ход урока.

1.    Проверка домашнего задания. Учитель спрашивает детей, что было задано на дом. Дети отвечают: «Прочитать сказку «Козлятки и волк» и научиться её рассказывать». Учитель предлагает открыть книжки и вызывает последовательно несколько учащихся прочитать по частям заданную на дом сказку.

После краткого опроса по содержанию каждой части и пересказа сказки в целом учитель останавливает внимание детей на главной мысли этой сказки («Дети-козлятки были послушными и вели себя так, как велела мама. Поэтому с ними никакой беды не случилось»). Главная мысль подчёркивается при помощи вопросов: «Что приказывала коза козляткам? Кто к ним пришёл, когда коза ушла в лес? Почему козлятки не открыли дверей волку?» и т, д.

2.    Вводная беседа. Подготовка к чтению нового материала — сказки «Умей подождать».

«Сегодня мы будем читать другую сказку — про курочку и петушка. Где вы видели курочку? петушка? Какие они? Какие сказки вы читали про курочку? про петушка? Какие загадки о них знаете?»

Дети называют сказки: «Золотое яичко», «Кот, петух и лиса» и другие, припоминают загадку: «Часы без завода, петушьего рода, куриного племени, гребешок на темени».

В беседе учитель вводит в свою речь мало знакомые детям слова из текста сказки и объясняет их значение.

3.    Чтение учителем новой сказки в целом и общая беседа по содержанию сказки.

«Сейчас я вам прочитаю сказку про курочку и петушка. Она называется «Умей подождать». Вы сами пока не читайте, книжки закройте, слушайте внимательно, что я вам буду читать. Я потом спрошу вас об этой сказке».

Учитель выразительно читает сказку, а дети слушают чтение учителя, причём книжки закрыты. После прочтения сказки учитель спрашивает: «Про кого я вам прочитал? Как относилась курочка к петушку? Что она ему советовала? Какая же была курочка? (Рассудительная, заботливая, серьёзная.) Слушался ли её петушок? Что с ним в конце кондов случилось? Какой же был петушок?» (Непослушный, нетерпеливый.)

4.    Прежде чем перейти к чтению сказки детьми, учитель упражняет детей в составлении из букв разрезной азбуки и чтении по слогам трудных слов из текста сказки, объясняя их значение (смородина, земляника, горчичник и др.).

5.    Чтение сказки самими детьми по частям с разбором содержания каждой части.

Сказка делится на три части, а каждая часть подразделяется, в свою очередь, на более мелкие отрывки, законченные по смыслу. Лучше всего и читать сказку с детьми по этим отрывкам текста и тут же разбирать содержание каждого прочитанного отрывка, объясняя то, что детям непонятно. После повторного прочтения каждой части (в целом) проводится беседа по содержанию всей прочитанной части: словесное рисование (рассказывание о том, что можно было бы нарисовать к прочитанному), рассматривание иллюстраций к прочитанной части, имеющихся в книжке, и озаглавливание картинок.

Дети читают 1 -ую часть сказки по отрывкам.

После прочтения первого отрывка текста учитель ставит вопросы: «Куда побежал петушок? Зачем? Какая была смородина? (обращает внимание на слова «смородина» и «зеленехонькая»). Прочитаем ещё раз, как об этом сказано в книжке. Что советовала курочка петушку?»

После прочтения второго отрывка текста ставятся следующие вопросы: «Послушался ли петушок курочки? Что с ним случилось? Как сильно он заболел? Откуда это видно? (прочитываются соответствующие предложения из текста). Как он кричал от боли? Прочитаем об этом ещё раз».

После прочтения третьего отрывка текста учитель предлагает детям ответить на такие вопросы: «Как курочка лечила петушка? (обращается внимание детей на слова «напоила мятой», «приложила горчичник», даётся объяснение этих слов). Поправился ли петушок? Как же курочка относилась к петушку?» (Заботилась о нем, жалела его).

— Теперь прочитаем всю первую часть сказки ещё раз (всю полностью) и подумаем, какие картинки можно к ней нарисовать. (Дети читают.) Какие же картинки можно нарисовать? А что нарисовано на картинке в книжке? Как эту картинку можно озаглавить? (Петушок клюёт зелёную смородину.)

Дети читают 2-ую часть сказки тоже по отрывкам.

После прочтения первого отрывка текста учитель ставит вопросы: «Куда побежал петушок, когда выздоровел? Что он там делал? Чего ему захотелось? Почему? (Учитель обращает внимание детей на слова «разгорелся; вспотел и побежал к ручью пить холодную воду»). Что кричала ему курочка? Прочитаем ещё раз слова курочки. Почему петушку нельзя было пить холодной воды?»

После прочтения второго отрывка текста учитель ставит такие вопросы: «Послушался ли петушок курочки? Что он сделал? Что с ним случилось? Откуда видно, что он сильно заболел?» (Останавливается на словах «стала бить его лихорадка, насилу курочка довела его домой», даёт объяснение этих слов.)

После прочтения третьего отрывка текста учитель предлагает детям следующие вопросы: «Как курочка лечила петушка? Кого она позвала? Что прописал доктор петушку? Чем кончилась болезнь петушка? Почему он долго лежал в постели?»

Затем учитель предлагает прочитать снова всю вторую часть сказки.

— Прочитаем ещё раз всю вторую часть сказки и подумаем, какие картинки можно к ней нарисовать. (Дети читают, затем рассказывают содержание воображаемых картинок к прочитанной части.) А что нарисовано в книжке? Какая картинка из двух нарисованных подходит ко второй части сказки? Расскажите, что на ней нарисовано, и озаглавьте её» («Петушок пьёт холодную воду».)

Наконец дети читают 3 -ью часть сказки и тоже по отрывкам.

После прочтения первого отрывка текста предлагаются вопросы: «Куда побежал петушок, когда поправился? Какое было время года? Что сделалось с речкой? Чего захотелось петушку? А можно ли было кататься на коньках? Почему? (Обращается внимание на слово «ледок», объясняется разница между «льдом» и «ледком».) Что говорила петушку курочка? Прочитаем ещё раз слова курочки. Чего боялась курочка?»

После прочтения второго отрывка текста учитель ставит такие вопросы: «Послушался ли петушок курочки? Что он сделал? Что с ним случилось? Прочитаем об этом. (Обращает внимание на слова «лёд проломился, и петушок — бултых в воду».) Что значат слова: «только петушка и видели»? Отчего же погиб петушок?

Затем учитель предлагает прочитать снова 3-ью часть сказки.

— Прочитаем всю третью часть сказки ещё раз и подумаем, какие картинки можно к ней нарисовать. (Дети читают и рассказывают содержание воображаемых картинок к третьей части сказки.) Какая картинка в книжке подходит к этой части сказки? Расскажите, что на ней нарисовано. Озаглавьте эту картинку. («Петушок тонет в речке».)

6.   Чтение сказки в целом, заключительная беседа по сказке, пересказ сказки.

— Давайте теперь прочитаем всю сказку и поучимся её рассказывать.

После чтения проводится заключительная беседа, цель которой сосредоточить внимание детей на главной мысли сказки и на важнейших отрывках текста, подчёркивающих её. В этих целях полезно применить выборочное чтение («Что говорила курочка петушку в первый раз? во второй раз? в третий раз»?), а также задать обобщающий вопрос: «Что же погубило петушка?»

На основе этой беседы выясняется, какая была курочка и какой был петушок. Полезно сравнить поведение петушка с поведением козляток из сказки «Козлятки и волк», прочитанной накануне: «Почему козлятки не погибли, а спаслись от волка? А почему петушок погиб? Что значит заглавие сказки: «Умей подождать». Чего же петушку нехватало? Теперь будем учиться пересказывать эту сказку». (Дети связно рассказывают содержание всей сказки.)

7.   Задание на дом . Прочитать сказку не торопясь 2 — 3 раза, чтобы научиться хорошо её читать, рассмотреть ещё раз картинки к сказке и постараться на следующем уроке рассказать сказку.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment