1-й урок Имя существительное в начальных классах

1 j urok imya sushhestvitelnoe v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Цель 1 -го урока. Опираясь на уже имеющееся у детей понятие предмета, выяснить понятие имени существительного как разряда слов, обозначающих предметы. При этом на первое место выдвигается тот признак имени существительного, что оно отвечает на вопросы: кто? или что? и может быть подлежащим.

Ход урока.

1.     Для работы берётся текст из книги для чтения; например, «Осень в деревне и городе» К. Ушинского, «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка, «Три друга» А.

Серафимовича, «Зима» Н. Надеждиной и др. Во всех этих текстах даётся перечень признаков осени или зимы. Однако не следует брать предложения текста подряд, потому что во всех этих статьях имеются трудные для анализа сочетания существительных («с конца августа», «крыша соседнего дома», «семена деревьев и трав», «рука осени», «ряд утренников» и т. д.). Точно так же не следует брать и сложных предложений. Поэтому для урока надо предварительно подготовить материал. Отобранный текст учитель или записывает на доске, или вывешивает в виде плаката.

Осень.

Идут дожди. На берёзе появились жёлтые листья. Рябина стоит вся красная. Поля мало-помалу пустеют. Галки беспокойно носятся. Иногда появляются морозы. Лужи начинают замерзать. Ветер сильно дует. Ребята высоко запускают змея. Женщины вставляют двойные рамы. Народ готовится к зиме.

Читая с детьми этот текст и устанавливая, что в нём говорится об осени, учитель спрашивает детей, как они узнали, что здесь говорится об осени.

Ученики отвечают, что в тексте говорится о дождях, о морозах, о лужах, о ветре. — А как назвать одним словом всё это: дожди, морозы, лужи, ветер?

— Предметы.

— Значит, мы догадались, что это осень, по предметам, о которых здесь говорится. Прочтите предложения, в которых говорится об этих предметах. Укажите в первом предложении подлежащее, укажите подлежащее в третьем предложении. Прочитайте предложение: Лужи начинают замерзать. Какое слово здесь является подлежащим?

После разбора ряда предложений учитель спрашивает детей: каким же членом предложения являются слова, обозначающие эти предметы? («Подлежащим».)

«А какой это член предложения — главный или второстепенный?» («Главный член предложения».)

Затем учитель разбирает с детьми ещё ряд предложений. Дети указывают в них слова, обозначающие названия предметов и являющиеся в предложении подлежащим.

После этого учитель предлагает запомнить, что название предмета называется существительным ; существительное может быть подлежащим в предложении, оно отвечает на вопросы: кто? что?

После этого учитель читает с детьми и разбирает ряд предложений, в которых слова, являющиеся названиями предметов, т. е. имена существительные, служат второстепенными членами предложения. Учитель подводит детей к выводу о том, что существительные могут быть и второстепенными членами предложения.

2.   Далее учитель организует самостоятельную работу детей. Дети списывают в тетради текст и выписывают из него имена существительные: сначала те, которые являются в предложении подлежащими, а затем те, которые являются второстепенными членами предложения.

3.   На дом даётся задание — списать указанный учителем текст из учебника и подчеркнуть в нём имена существительные.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment