Урок 5. Чтение и запись чисел от 21 до 99. Подготовка к введению составных задач.

urok 5 chtenie i zapis chisel ot 21 do 99 podgotovka k vvedeniyu sostavnyh zadach Сотня. Числа от 1 до 100

Работа над новым материалом.

Используя абак (нумерационную таблицу), пучки-десятки и отдельные палочки, сначала повторяют письменную нумерацию чисел второго десятка: обозначают цифрами число палочек (1 д. 9 ед., 2 д.). Дети объясняют, что обозначает в записи числа каждая цифра.

Затем аналогично работают над числами, которые больше 20: задают число палочками, а дети обозначают число, цифрами и, наоборот, задают число, обозначенное цифрами, а дети иллюстрируют их палочками (39, 40, 45).

Закрепление провести по учебнику. При записи чисел дети под руководством учителя дают пояснения вида: Число содержит 2 десятка — цифра 2 должна стоять на втором месте справа; число содержит 4 единицы — цифра 4 на первом месте справа. Читаю: двадцать четыре. В числе 30 содержится 3 десятка, или 30 единиц, нуль показывает, что в числе 30 отдельные единицы отсутствуют. (Термин «единицы 1(11) разряда» не вводится.)

Аналогично рассмотреть упражнение 1.

Упражнение 2 выполняют с использованием сантиметровой ленты, которую следует заранее изготовить каждому ученику. Учитель объясняет, что длину каждого отрезка можно выразить как в крупных, так и в мелких единицах и что 5 дм 1 см = 51 см, так как это длина одного и того же отрезка.

Работа над пройденным материалом.

1. Устные упражнения можно провести по таблице, записанной на доске:

 Слагаемое 7    7 7 7
 Слагаемое 4 5 6 7   
 Сумма 11 12 13 14 15 16 17

Дети подбором находят неизвестные слагаемые и записывают их в пустых клетках таблицы. Затем учитель предлагает прочитать все первые слагаемые, все вторые слагаемые, все суммы. Выяснить, что первое слагаемое остается одним и тем же (7),,второе увеличивается на 1 и сумма увеличивается на 1.

2. Примеры из упражнения 4 (III столбик) решить устно, проговаривая промежуточные результаты.

3. Практическая работа по измерению с помощью дециметра (его модели). Например, предложить измерить длину портфеля, ширину парты, длину полоски бумаги, ленточки и т. п. Полезно, чтобы ребенок нашел примерное расстояние, равное дециметру, у себя на руке (например, ширина ладони плюс длина большого пальца или расстояние между кончиками вытянутых большого и указательного пальцев). В дальнейшем можно использовать та кую мерку в практических упражнениях: например, определяя длину стола и др.

4. Работа над задачами. Первую цепочку задач предлагает учитель. Их можно решить с иллюстрацией. После первого чтения учитель медленно повторяет задачи, а дети выкладывают квадраты или обводят клеточки в тетрадях: 1) Миша купил 5 тетрадей в линейку и 4 тетради в клетку. Сколько всего тетрадей купил Миша? 2) Миша купил 9 тетрадей, 6 тетрадей он отдал сестре. Сколько тетрадей осталось у Миши? (6 любых тетрадей отодвигают или зачеркивают 6 квадратов.) Выясняется, чем интересны эти две задачи. Вторая задача как бы продолжение первой, так как ответ первой задачи входит в условие второй.

Затем решить цепочку задач (упражнение 3) и также сравнить их.

Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 4 (I и II столбики).

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment