Урок 4. Повторение приема перестановки слагаемых, взаимосвязи между сложением и вычитанием, состава чисел от 11 до 19 из десятков и единиц.

8 Сложение и вычитание. Второй десяток.

1. Повторение переместительного свойства сложения. Учитель показывает в одной руке 5 карандашей, в другой — 3 и спрашивает: «Сколько будет, если к 5 прибавить 3? А если к 3 прибавить 5?» (Скрещивает руки.) Дети говорят, что получится тоже 8. «Когда мы пользуемся приемом перестановки чисел при сложении?» (Когда к меньшему числу нужно прибавить большее.) На доске и в тетрадях выполняется запись: 5 + 3 = 8,

3 + 5 = 8, примеры записывают один под другим. Еще два-три примера на применение приема перестановки слагаемых решают устно (хорошо, если такие примеры придумают сами дети).

2. Повторение взаимосвязи между сложением и вычитанием. С помощью карточек с числовыми фигурами показывается, что

4 + 2 = 6, а 6 — 2 = 4 и 6 — 4 = 2. На доске и в тетрадях делают соответствующие записи.

Для закрепления дети самостоятельно составляют и записывают II столбик примеров из упражнения 2 (по образцу, данному в I столбике).

3. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на не сколько единиц. Учитель формулирует задачи, а дети устно объясняют решение, обосновывая выбор действия.

1) «Мише 8 лет, а Коля на 2 года старше, чем Миша. Сколько лет Коле?»

2) «Длина одной полоски 8 см, а другой — на 2 см меньше. Найдите длину второй полоски».

Учитель записывает задачи кратко на доске.

М – 8 л.I – 8 см
К. – ? На два года старшеII – ? На два сантиметра меньше

4. Сравнение чисел. Упражнение 3 дети выполняют под руководством учителя: сначала выясняют, какое число находится в ряду чисел между 14 и 16, затем дети объясняют, какой знак надо поставить вместо звездочки — больше или меньше. Записи 14 < 15, 15 < 16 выполнить на доске.

5. Повторение состава чисел 11 — 20 из десятков и единиц и соответствующих случаев сложения и вычитания проводят устно по рисункам и заданиям упражнения 4 (I и II столбики).

6. Повторение состава чисел 10 и 9 (упражнение 1) можно провести устно — у доски в форме игры «Заселяем дома» или по учебнику. Вопросы поставить, например, так: «В дом должны въехать 10 семей, уже въехали 9. Сколько еще семей должно въехать?», или «Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получилось 10?», или «10 — это 9 и сколько?» и т. п. Так же можно провести игру «Молчанка» (упражнение 6).

Для самостоятельной работы предложить упражнения 2 (столбик III), 4 и упражнение 5 (после устного разбора под руководством учителя).

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment