Урок 36. Проверка сложения вычитанием.

urok 36 proverka slozheniya vychitaniem Сложение и вычитание в пределах первой сотни

Работа над новым материалом.

В качестве подготовки к ознакомлению со способом проверки, основанным на связи между сложением и вычитанием, целесообразно включить в устные упражнения составление по образцу и решение троек примеров вида:

7 + 6 =13      9 + 5
13 — 7           …
13 — 6           …

Примеры полезно проиллюстрировать на наборном полотне.

Читаются они так: Первое слагаемое 7, второе слагаемое 6, сумма 13. Из суммы вычли первое слагаемое 7, получили второе слагаемое 6 и т. п. Детей подводят к обобщению: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое. Запись этих примеров на доске следует сохранить.

Полезно ставить вопросы вида: Какой пример на сложение может помочь найти разность чисел 12 — 9? 9 и 3 — это 12. Значит, 12 без 9 — это 3.

По рисунку учебника дети рассматривают и объясняют, как получены примеры, записанные вверху страницы, и читают вывод, который применяется для проверки правильности вычислений в примерах из упражнения 4, записанного на доске. Вызванный ученик, заполняя соответствующую клетку, говорит: Первое слагаемое 32, второе слагаемое 8, сумма 40. Учитель предлагает проверить, правильно ли выполнили сложение. Мы уже говорили: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое. Этим пользуются для проверки сложения. Если, вычтя из суммы одно из слагаемых, получили другое слагаемое, то вычисления выполнены правильно. Проверим первый пример: из суммы 40 вычтем одно из слагаемых 8. Сколько будет? (32) Получили другое слагаемое. Значит, сумму вычислили правильно.

Под руководством учителя с записью в тетради разобрать первый пример из упражнения 1.

Работа над пройденным материалом.

1. Закрепление умения выполнять вычисления в пределах 100. Прибавление по 4 (4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4), по 6 (6 + 6 + 6 + 6) и т. п. Такую работу можно организовать в виде игры «Счет цепочкой».

Полезно провести устное решение примеров в два действия: 100 — 86 — 7; 9 + 8 + 50 и т. п.

2. Решение задач. Под руководством учителя выяснить, каким действием решается задача из упражнения 2 и почему.

Решение задачи дети могут оформить в тетради сами.

Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 3 с последующей проверкой, в ходе которой, если потребуется, можно схематически изобразить условие; упражнения 1 (второй и третий примеры), 4 (последние четыре колонки). Учитель поясняет, что нужно списать 4 столбика чисел из таблицы, под каждой парой слагаемых записать сумму и устно проверить, правильно ли вычислили сумму.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment