Работа над новым материалом.
Повторить изученные случаи вычитания из 11 и 12. На примере 12 — 8 вспомнить оба приема вычитания. Объяснение с использованием первого приема уже не должно быть таким подробным. Оно может звучать так: 12 — 8. Из 12 вычесть 2, получится 10. И из 10 вычесть 6, получится 4. Значит, 12 — 8 = 4. Затем по учебнику ознакомить с новым случаем вычитания так же, как на предыдущих уроках (смотри указания к уроку 26).
Работа над пройденным материалом.
1. Арифметические ребусы.
На доске запись:
6 * 2 * 10 = 14 7 * 4 * 1 = 4 8 * 3 * 5 = 6 9 * 3 * 7 = 13
Задание: расставить в примерах знаки «+», «—» вместо звездочек и скобки так, чтобы записи были верными. Первые два примера разобрать под руководством учителя, два других ученики должны решить у доски, а остальные — самостоятельно.
2. Упражнение 1 (I и II столбики) выполняют на доске под руководством учителя (смотри указания к аналогичному упражнению на уроке 27 ).
3. Повторение названий чисел при сложении и вычитании провести на конкретных примерах (упражнение 2). Задания выполнить с записью на доске.
4. Составление и решение задач (упражнение 3).
Желательно, чтобы, продолжая вопрос к задаче, дети сформулировали два вопроса: На сколько больше…? и На сколько меньше…?
На этом уроке можно решить задачи на тему спорта. Нужно подчеркнуть значение спорта, необходимость утренней зарядки.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 1 (III и IV столбики). При проверке III столбика спросить, как решали. При проверке упражнения 4 полезно предложить детям изменить вопрос так, чтобы новая задача решалась вычитанием. Упражнение 5, после проверки его выполнения попросить перечислить другие случаи состава чисел 11, 12, 7.