Урок 11. Ознакомление с общим приемом сложения двух однозначных чисел с переходом через десяток.

5 Сложение и вычитание. Второй десяток.

Работа над новым материалом.

Общий прием сложения с переходом через десяток заключается в том, что второе слагаемое прибавляют к первому по частям, причем сначала прибавляют число, дополняющее первое слагаемое до 10, а затем к числу 10 прибавляют оставшуюся часть второго слагаемого.

Например: 9 + 6 = 9 + 1 + 5 = 10 + 5 = 15.

Для подготовки к ознакомлению с новым приемом важно, прежде всего, повторить сам прием прибавления числа по частям. Для этого, включив в устные упражнения примеры на сложение в пределах 10, полезно два-три раза задать вопрос: «Как можно прибавить 3? 4? 5?»

Специальное внимание следует уделить примерам на дополнение до 10.

На полотно выставить книжку и около нее — увеличенную модель монеты «10 рублей». Учитель говорит детям: «Мальчик хотел купить книжку, которая стоит 10 рублей, но у него было толь¬ко 8 рублей. Сколько денег нужно добавить мальчику, чтобы он мог купить эту книжку?

У другого мальчика 6 рублей. Сколько денег нужно добавить ему, чтобы купить книжку?» Ответ дети показывают, поднимая кар¬точку с цифрой 4. «Сколько денег нужно добавить, если у тебя 5 рублей? 7 рублей? 9 рублей? 3 рубля?» Дети показывают ответ на карточках. После этого устно выполняют упражнение 3. При этом следует обратить внимание детей на то, что в каждом ряду по 10 карманов. Упражнение может быть заменено работой с наборным полотном.

Затем дети устно решают примеры, заранее записанные на доске: 9 + 1 + 2, 8 + 2 + 3, 7 + 3 + 1.

После решения каждого примера учитель спрашивает: «Сколько всего прибавили к 9 (к 8, к 7)?» (Всего к 9 прибавили 3, и получилось 12)

Ознакомление с новым материалом ведется на наглядной основе. Вывешивают наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду. Учитель говорит детям, что сегодня они будут решать новые примеры на сложение. Он по¬казывает 7 синих квадратов и 4 красных и предлагает узнать, сколько всего квадратов. Спрашивает, как это сделать. (К 7 прибавить 4)

«Вставим 7 синих квадратов в верхнем ряду. Сколько крас¬ных квадратов можно еще поставить в этом ряду? (3) Поставим их в кармашки верхнего ряда. Сколько в нем стало квадратов? Сколько красных квадратов осталось прибавить? Вставим его в нижний ряд. Сколько всего квадратов получилось? Почему мы сначала прибавили 3 квадрата? (До 10 не хватало трех) Запишем на доске, как мы к 7 прибавили 4».

Учитель пишет первую строчку, а под ней вторую, по ходу записи которой делает следующие пояснения:

Ознакомление с общим приемом сложения двух однозначных чисел с переходом через десяток

«К 7 (пишет 7) нужно прибавить (пишет +) 4. Но мы при¬бавляли 4 по частям. Сколько мы прибавили сначала? (Пишет 3) Почему? (Чтобы получилось 10) (Подчеркиваем 7 + 3) А сколько еще осталось прибавить? (Пишет +) 4 — это 3 и сколько?» (Рисует стрелочки: левую к цифре 3, а под правой пишет 1) Затем выполняют вычисления: «К 7 прибавить 3, получится 10, и к 10 прибавить 1, получится 11. Значит, к 7 при¬бавить 4, получится 11». Этот результат записывают в первую строку.

Затем провести работу с индивидуальными наборными полотнами. К 9 красным кружкам дети прибавляют 2 синих кружка. Работу выполняют так же, как работу с классным наборным полотном. После этого по рисункам учебника разбирают решение примеров 9 + 4, 8 + 3 и устно с комментированием выполняют упражнение 1.

Работа над пройденным материалом.

1. Повторение состава чисел 6, 7, 9 (упражнение 2). Ра¬боту следует выполнить под руководством учителя устно в форме ответов на вопросы вида: «6 — это 3 и сколько? 1 и сколько?» и т.д.

2. Вычерчивание отрезка (упражнение 5).

Учитель читает задание и выясняет, понимают ли дети само задание, знают ли, как его выполнять. «Знаем ли мы длину данного отрезка? Как ее узнать? (Нужно измерить длину данного отрезка) Как это сделать?» (С помощью линейки) Учитель следит, чтобы дети правильно приложили линейку.

После того как длина данного отрезка найдена и вычислена длина отрезка, который нужно начертить, дети чертят его.

Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 4.

Перед решением задачи можно спросить детей, кто из них ходит в магазин и что они покупают.

Задачу читает учитель, а затем предлагает повторить ее, используя слова «Нам известно…», «Нужно узнать…». Дети самостоятельно решают задачу в тетради.

Можно дать задание составить 6 примеров на сложение и вычитание с ответом 6.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment