Урок 1. Письменный прием сложения для случаев вида 45 + 23

urok 1 pismennyj priem slozheniya dlya sluchaev vida 45 23 Сложение и вычитание в пределах первой сотни. Письменные приемы вычислений.

Работа над новым материалом.

В порядке подготовки к рассмотрению нового материала следует повторить:

1) Десятичный состав двузначных чисел, включив в устные упражнения задания вида: 38 — это 3 десятка и сколько единиц? Сколько десятков и единиц в числе 73? в числе 70? 7 десятков и 0 единиц. Назови число, в котором 2 десятка и 3 единицы.

2) Сложение в случаях вида 37 + 40, 40 + 23, 37 + 2. Примеры можно записать на доске. Учитель показывает пример, дети устно решают его, дают ответ, кратко поясняя ход решения. Десятки прибавляют к десяткам, единицы прибавляют к единицам. Кроме того, при рассмотрении случаев вида 40 + 23 должно быть сказано, что число 23 прибавляют по частям: сначала 20, а потом еще 3.

После этой подготовки следует рассмотреть пример 24 + 32, аналогичный тому, который приведен в учебнике, с использованием предметного абака и с выполнением учителем на доске записи, раскрывающей ход рассуждений. Выяснить, сколько десятков и единиц в каждом из данных чисел. Первое слагаемое следует представить на верхней полочке предметного абака в виде либо реальных пучков палочек и отдельных палочек, либо в виде карточек, на которых изображены отдельные палочки и пучки-десятки палочек. Второе слагаемое иллюстрируется аналогично под ним. Учитель спрашивает: Сколько десятков и единиц во втором слагаемом? (3 десятка 2 единицы) — и показывает пучки и отдельные палочки. Под диктовку детей учитель выполняет запись: 24 + 32 = …

Будем прибавлять 32 по частям, сначала 30, 3 пучка ставит под десятками. Сколько еще надо прибавить?» (2) Учитель выставляет в абаке 2 отдельные палочки. Строкой ниже записывает: (24 + 30) + 2. Затем спрашивает: Чему равна сумма, записанная в скобках? (54) Прибавим еще 2. Сколько получится? 54 + 2 = 56. Возвращаясь к иллюстрации: Сколько десятков было в первом слагаемом? во втором слагаемом? Сколько десятков в полученной сумме? Сколько единиц было в первом слагаемом? во втором слагаемом? в полученной сумме? Жестом руки учитель показывает, что объединяются десятки и единицы. Сейчас я вам покажу, как удобнее записать эти примеры, чтобы сумму можно было найти гораздо легче.

Числа записывают одно под другим столбиком так, чтобы десятки были записаны под десятками, а единицы — под единицами. Показ проводится на том же примере с записью на доске. Слева от чисел ставится знак «+» и проводится черта под числами, ниже которой будет записываться сумма. Запомните: письменное сложение начинают с единиц. Скажите, сколько единиц в первом слагаемом? во втором слагаемом? Складываем единицы. Пишем 6 под единицами. Теперь так же складываем десятки: 2 д. + 3 д. = 5 д. Пишем 5 под десятками. Теперь нужно прочитать, чему равна сумма. Сумма равна 56.

При записи столбиком вычисления выполнить легче. Поэтому, если устно вычислить трудно, используют письменные приемы вычислений, а когда это легко — устные приемы вычислений.

После этого к доске прикрепляется плакат-памятка. Эта памятка должна помогать детям при выполнении письменного сложения:

1. Пишу…

2. Складываю единицы…

3. Складываю десятки…

4. Читаю ответ…

Учитель предлагает вызванному ученику, пользуясь этой памяткой, подробно объяснить решение примера из учебника 45 + 23.

После этого с комментированием разобрать решение примеров из упражнения 1 (первые два примера).

Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 1 последние три примера, 2 и 3. При выполнении дети должны начертить оба отрезка и сравнить их, выразив 1 дециметр в сантиметрах.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment