Для самостоятельной работы ученикам предлагают сначала задачи, написанные на карточках, содержащие вспомогательные вопросы.
Приводим пример такой карточки с двумя задачами:
1. Хозяйка купила 10 кг картофеля и морковь. Вес картофеля на 3 кг больше, чем вес моркови.
Чего больше купила хозяйка: картофеля или моркови?
Чего меньше . купила хозяйка?
Сколько килограммов моркови купила хозяйка?
2. Девочка купила 4 кг свеклы, а моркови — на 3 кг больше.
Чего больше купила девочка: свеклы или моркови?
Сколько килограммов моркови купила девочка?
Вспомогательные вопросы, включенные в карточку, помогают детям уяснить содержание задачи и различный смысл выражения «на 3 кг больше». В первой задаче говорится, что 10 кг на 3 кг больше неизвестного числа; во второй задаче сказано про неизвестное число, что оно на 3 кг больше четырех килограммов.
Для лучшего понимания смысла выражения «больше на» учитель может использовать отвлечённые задачи:
- 35 на 7 больше задуманного числа. Какое число задумано?
- Задуманное число на 7 больше 35. Какое число задумано?
- 42 на 12 больше задуманного числа. Какое число задумано?
Объяснение решения задач, где выражение «меньше на» обозначает, что данное число на несколько единиц меньше искомого, можно провести по аналогии с вышеизложенным.
После этого предлагают детям для самостоятельного решения задачи, содержащие выражения «больше на» и «меньше на» в разных значениях. Упражнения для самостоятельной работы даются сначала с вспомогательными вопросами, а потом и без них.
Аналогичный подход применяется при объяснении детям содержания задач, в которых выражения «больше в несколько раз» и «меньше в несколько раз» обозначают, что данное число в несколько раз больше либо меньше неизвестного числа. В III классе простые задачи приводятся в систему в связи с изучением каждого арифметического действия.