Приемы самостоятельного нахождения решения задач в несколько действий.

priemy samostoyatelnogo nahozhdeniya resheniya zadach v neskolko dejstvij Решение задач

Более важное значение имеет обучение школьников приемам самостоятельного отыскания пути решения задачи, с использованием при этом различных мыслительных операций: анализа и синтеза, заключения по аналогии, абстрагирования и конкретизации, иногда переосмысливания получаемых результатов и пр.

При отыскании связи между искомым и данными иногда бывает достаточно, как указывает Н. С. Попова, вычленить главную трудность и сформулировать узловой вопрос, чтобы после этого сразу перейти к составлению плана и решению задачи.

В ряде случаев ученик просто называет вид или тип задачи или же формулирует правило (например, задача на нахождение среднего арифметического).

В последнее время интересные соображения о разборе задач высказал Е. М. Семенов (преподаватель Свердловского пединститута) в своей книге «Арифметические упражнения как средство воспитания логического мышления учащихся» (Свердловск, 1963). Сущность его высказываний сводится к тому, что анализ неразрывно связан с синтезом, а поэтому существует только одна операция, с помощью которой расчленяется составная задача на простые. Но выполняться она может в двух направлениях: отданных к неизвестному или от неизвестного к данным. Этим направлениям, по мнению Е. М. Семенова, не следовало бы присваивать особые названия синтетического и аналитического метода, чтобы логические операции анализа и синтеза не смешивать с направлениями в разборе задачи.

Е. М. Семенов показал, что для выбора направления в расчленении задачи существуют объективные критерии, что выбор направления зависит от построения условия задачи: если к двум числовым данным может быть поставлен только один определенный вопрос, то расчленение ее лучше начинать с данных, в противном случае — с вопроса задачи. Установив связь между искомым и данными и расчленив тем или другим способом составную задачу на простые, ученик переходит к составлению плана решения. При коллективной работе над задачей план составляется обычно устно. При самостоятельном решении задачи ученик может составить план мысленно, а в III и IV классах, кроме того, и записать его.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment