Обучение по учебнику арифметики.

obuchenie po uchebniku arifmetiki Методы обучения

В начальных классах эта работа имеет некоторые особенности, обусловленные содержанием учебника. По содержанию учебники арифметики, принятые в начальных классах, являются главным образом сборниками задач и упражнений. Теоретического материала (связных текстов, определений, правил и выводов) в них немного. Поэтому в большинстве случаев новый материал излагается учителем без учебника. И только после того, как объяснение дано, обобщение и выводы сделаны, учитель предлагает детям прочитать соответствующее место в учебнике под своим руководством, а потом- самостоятельно и, если нужно, данное правило или определение заучить. Значение такой работы состоит в том, что ученик, читая и усваивая правила и определения, изложенные в книге кратко и точно, развивает свое мышление и усваивает правильную математическую речь.

Но в некоторых случаях объяснение нового учебного материала дается по учебнику. Это бывает тогда, когда работа учеников над новым материалом по учебнику предваряет объяснение учителя или когда дается объяснение задачи или примера, проиллюстрированных в’ учебнике и подготовленных предварительными упражнениями.

Работая по учебнику, ученик учится правильно и вдумчиво читать математический текст, анализировать прочитанное, понимать приведенные в книге схемы, чертежи, рисунки, соотносить их с текстом, делать посильные выводы. Словом, ребенок учится пользоваться учебником как источником знаний.

Большую роль играет учебник арифметики в процессе упражнений учеников в решении задач и примеров. Он дает материал для упражнений, подобранный по определенному принципу и расположенный в определенной системе. Часть этого материала используется для упражнений под руководством учителя, другая, большая часть – для самостоятельной работы в классе и для домашних заданий.

Кроме обычного решения примеров и задач, учитель должен использовать материал учебника для самых разнообразных упражнений. Среди них видное место должны занимать упражнения в обобщениях, которые проводятся на различном материале и на разном уровне в зависимости от класса. Так, учитель может предложить детям на такой-то странице учебника найти простые задачи, решаемые одним действием, и задачи, решаемые двумя действиями (I класс); найти задачи на разностное или кратное сравнение чисел (П класс); найти задачи на движение, в которых требуется вычислить расстояние по данной скорости движения и времени (III класс) и т.д.

До и после решения некоторых задач полезно предлагать ученикам вопросы, которые по своему существу представляют элементарное исследование задачи. Например, в III классе при решении задачи: От двух пристаней одновременно отошли навстречу друг другу два теплохода и встретились через 1 час. Первый теплоход шел со скоростью 22~км в час, а второй — 27 км в час. Как велико расстояние между пристанями? — полезно вначале поставить вопросы: «Сколько времени был в пути до встречи каждый теплоход? Ближе к какой пристани теплоходы встретятся? Почему ближе к первой пристани? После решения задачи можно задать такие вопросы: Могли ли теплоходы встретиться на середине пути? При каких условиях? Могли ли теплоходы встретиться ближе к пристани, от которой отошел второй теплоход? При каких условиях?

Для ответа на поставленные вопросы ученик должен установить соответствующие зависимости между величинами, а это ключ к решению задачи.

Как правило, каждая задача решается до конца. Но иногда бывает полезно, не доводя решение задачи до конца, использовать ее для определенной частной цели: а) только для анализа содержания задачи, б) только для краткой записи ее условия, в) только для составления числовой формулы ее решения, г) только для составления устного плана ее решения и т. п.

Некоторые задачи полезно решать вторично, изменив в них либо числа, либо вопрос задачи. Это полезно делать в том случае, когда решение задачи вызвало у детей некоторое затруднение, а другой такой задачи в учебнике не оказалось.

Некоторые задачи нужно использовать: а) для упражнения детей в сравнении; таковы, например пары задач, в которых имеются одинаковые числа и условия, но разные вопросы и, наоборот, разные условия, но одинаковые вопросы; б) для составления обратных задач; в) для составления детьми своих примеров и своих задач, аналогичных данным.

Приведенные примеры показывают, как широко можно использовать материал учебника в целях разнообразных упражнений.

До сих пор в методических руководствах и в школьной практике придается чрезмерно большое значение тренировке учеников в решении ряда однотипных задач. «Этому надо противопоставить, — справедливо замечает Н. А. Менчинская, — другое положение: надо тренировать учащихся не столько в решении, сколько в поисках решения той или иной задачи».

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment