Нахождение неизвестного вычитаемого.

nahozhdenie neizvestnogo vychitaemogo Изучение счета

Нахождение неизвестного вычитаемого несколько труднее, чем нахождение неизвестного уменьшаемого. Сами задачи на нахождение неизвестного вычитаемого более трудны для ученика начального класса.

Чтобы подвести учеников к правилу нахождения неизвестного вычитаемого, можно использовать несколько методических приемов, начиная с простейших.

Первый прием. Рассмотрим равенство: 8 — 3 = 5. Допустим, что. нам неизвестно уменьшаемое X — 3 = 5. Как его найти? Детям известно, что для этого нужно к 3 прибавить 5  (3 + 5).

А если неизвестно вычитаемое 8 — X = 5. Как его найти? Учитель обращает внимание учащихся на то, что 8 — это сумма 3 и 5: 8 = 3 + 5. А известно, что если от суммы двух чисел отнять одно из слагаемых, то получится другое слагаемое. Следовательно, 8 — 5 = 3. Как мы получили 3? От 8 отняли 5.

Найдем неизвестное число (вычитаемое) в другом примере: 15 – X = 9.

Рассуждаем: в числе 15 содержится 9 и другое неизвестное число. Чтобы найти его, отнимаем от 15 число 9: 15 — 9 = 6. Получим 6. Проверим: 15 — 6 = 9. Следовательно, X = 6.

Второй прием. Решим задачу: У Володи 9 карандашей. Когда он исписал несколько карандашей, у него осталось 5 карандашей. Сколько карандашей исписал Володя? Изобразим условие задачи на рисунке:

Было всего 9 карандашей

Коробка с карандашами

Исписали Х         осталось 5
 карандашей      карандашей

Запишем кратко условие этой задачи, обозначив искомое число через Х:

9 – X = 5.

Из рисунка видно, что достаточно от 9 отнять 5, чтобы ответить на вопрос — сколько карандашей исписано. Решение этой задачи можно было бы проиллюстрировать и на предметных наглядных пособиях (на карандашах). После подготовительных упражнений можно перейти к решению записанных на доске примеров в такой форме:

46 — X = 28; 75 — X = 37.

После решения нескольких примеров с именованными и отвлеченными числами переходят к формулировке правила нахождения неизвестного вычитаемого. При решении примеров некоторые из них сопровождаются проверкой.

Запись оформляется так:

Запись нахождения вычитаемого

Для закрепления решают примеры с отвлеченными и именованными числами; например: 20406 — X — 5849; 300100 — X = 78217; 6007 — X = 9. Некоторые упражнения можно предложить и в такой форме.

  1. Подберите число х такое, чтобы 78 — X равнялось 31. Составьте прежде уравнение.
  2. Решить уравнение и проверить ответ: 420 — X = 175.
  3. Составить и решить задачи к уравнениям: 72 — X = 56; 81 — X = 48.

Способ проверки вычитания при помощи вычитания могут учащиеся вывести самостоятельно на основе анализа следующих записей:

Проверка нахождения вычитаемого

Аналогичные примеры составляют и решают сами учащиеся. Учитель может дать задание на составление и таких примеров, которые связаны с порядком выполнения арифметических действий: 67 х 48 — X = 1643; 3922 : 37 — X = 51.

Правило нахождения неизвестного вычитаемого закрепляется путем решения соответствующих задач, например: Фабрика получила заказ 1675 пальто. После того как часть заказа была выполнена и отправлена заказчикам, осталось еще сшить 780 пальто. Сколько пальто уже доставлено?

Перед решением ученики составляют по условию задачи уравнение: 1675 — X = 780, которое решается на основе знания зависимости между компонентами вычитания.

Зависимость между компонентами сложения и вычитания лучше изучать тогда, когда заканчивается изучение вычитания, но подготовительная работа ведется задолго до этого.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment