Мышление в процессе обучения. Принцип наглядности. Ошибки.

myshlenie v proczesse obucheniya Психологические основы обучения

Необходимо обратить внимание еще на одну сторону принципа наглядности, на которую до сих пор мало обращалось внимания при обучении арифметике: далеко не всегда применение наглядности может быть полезным в процессе обучения. Нередко мы сталкиваемся в школьной практике с неправильным использованием наглядности, когда она применяется там, где этого совсем не требуется, а иногда наглядность может играть даже отрицательную роль, уводя мысль ученика в сторону от поставленной задачи. Подобных фактов можно привести немало.

Например, первоклассник обучается выбору арифметического действия (сложения или вычитания) при решении арифметических задач; учитель привлекает для этой цели картинку, на которой нарисованы птички на ветке, к ним прилетают новые или, наоборот, некоторые из них улетают. Ученик, глядя на эту картинку, видит не только тех птиц, которые подлежат счету, но он непосредственно видит и самый результат счета. Спрашивается, для чего ему задумываться над тем, какое арифметическое действие надо применить, если он может сразу сказать, сколько птичек стало после того, как к сидящим на ветке добавились другие или, наоборот, несколько из них улетели.

Наглядность, примененная в этом случае, не способствует формированию умения выбора арифметических действий при решении задач, а задерживает его развитие.

Подобную же роль играет картинка, когда она используется на первоначальных этапах обучения детей составлению задач. Следует иметь в виду, что основной трудностью для детей на первых порах является постановка вопроса в задаче. Довольно часто ученики I класса в ответ на требование придумать задачу составляют задачу без вопроса или вместо вопроса дают готовый ответ. Поэтому особенно важно использовать самостоятельное составление учеником задачи именно для того, чтобы научить их формулировать вопрос. Но что получается, если в этом случае используется картинка, по которой дети должны составить задачу? Получается как раз обратное тому, чего хочет достичь учитель: ребенок видит, например, на картинке, что девочка сорвала 3 гриба, а мальчик 5 грибов и естественно, что у него не возникает никакой потребности сформулировать вопрос в составленной им задаче: «Сколько всего грибов у девочки и мальчика?»

Вместо вопроса он говорит числовой ответ: «Всего собрано 8 грибов». В данном случае действительно в вопросе нет необходимости, так как результат сразу виден.

В начальных классах обычно наблюдается злоупотребление одним из видов наглядности — иллюстративным (картинки), в то же время явно недооцениваются другие виды графической наглядности — диаграммы, схемы. Необходимо этим видам отводить значительно более широкое место при обучении математике. Данное требование диктуется целями политехнического образования. С этой точки зрения большое значение приобретает развитие пространственных представлений у детей, формирование у них умений читать и строить чертежи, при этом строить не только на бумаге, но и в воображении, мысленно преобразовывать чертежи и отдельные их элементы и т. п. Только при условии, если школьники будут выполнять достаточно много упражнений такого рода, можно достичь в начальных классах необходимого развития конкретного мышления детей, что является необходимым для их дальнейших • успехов не только в учебной, но и в трудовой деятельности.

  • Следует иметь в виду, что конкретное мышление ребенка, являясь опорой для развития абстрактного мышления, само развивается.
  • Необходимо всемерно развивать техническое мышление учеников, которое поможет им овладеть техникой, понимать основы производства, сформировать умение соединять теоретические знания с трудовой деятельностью. Техническое мышление объединяет в себе черты и конкретного, и абстрактного мышления.
  • Мы подчеркиваем эти положения, потому что до сих пор широко распространено упрощенное, представление о развитии мышления у школьников, что отражается и на методике обучения математике, особенно в той ее части, которая касается принципа наглядности.

Представление это сводится к следующему: маленький ребенок мыслит конкретно, поэтому, обучая его математике, нужно широко использовать наглядность, а по мере того как он будет овладевать абстрактными понятиями и правилами, нужно наглядность постепенно снимать, переходя от. полной наглядности к частичной, а затем наглядность устранить полностью.

Что верного и что неверного в этом положении?

Правильно то, что ребенок на ранних стадиях развития способен усваивать абстрактный материал только через конкретное, наглядное, верно также и то, что наглядность, необходимая на первых этапах усвоения абстрактных знаний, сыграв роль временной опоры, далее перестает быть нужной.

Но в приведенном выше утверждении упущена очень существенная мысль: с возрастом развивается не только абстрактное, но и конкретное мышление. У ребенка и конкретное мышление развито в ограниченной степени. Наглядность поэтому нужна не только для того, чтобы способствовать развитию абстрактного мышления, но и для формирования различных сторон конкретного мышления. В связи с этим одни виды наглядности надо устранять, а другие широко вводить.

Мы уделили большое внимание рассмотрению принципа наглядности потому, что от его правильного понимания в значительной мере зависит успех работы учителя в начальных классах1. Сформировать у школьников умения самостоятельно решать учебные задачи — это одна из важнейших целей обучения. В начальных классах закладываются основы не только знаний, но и умений, необходимых во всякой самостоятельной деятельности.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment