Методы научного исследования методики обучения. Методический эксперимент.

metody nauchnogo issledovaniya metodiki obucheniya Методика начального обучения

Наблюдение процесса обучения в школе и изучение передового опыта учителей-новаторов являются ценными средствами для раскрытия методических закономерностей в обучении математике. Но эти средства оказываются недостаточными, когда ставится задача отыскать более тонкие закономерности, обнаружить более сложные зависимости между методами обучения и их результатами, особенно тогда, когда возникает необходимость обновления или существенного изменения содержания, методов и форм обучения.

В таких условиях используется методический эксперимент . Сущность его состоит в том, что исследователь, исходя из той или иной педагогической концепции, ставит перед собой определенную задачу, формулирует соответствующую гипотезу и намечает условия, необходимые и достаточные для достижения поставленной задачи, затем разрабатывает на ее основе план и содержание занятий и проводит по этому плану опытное обучение, В зависимости от ближайших задач эксперимента опытное обучение может проводиться в одном или в нескольких классах на уроках, либо с определенной группой учеников во внеклассных занятиях, или даже с отдельным учеником, В ряде случаев опытное обучение в классе, группе и с отдельным учеником полезно осуществлять во взаимосвязи: исследуемый метод обучения предварительно проверяется на занятиях с отдельным учеником или группой, а затем вводится в работу с классом.

  • В процессе экспериментального обучения тщательно наблюдаются и точно фиксируются в протоколах или педагогических дневниках все факты, сопутствующие ему и касающиеся как работы учеников, так и учителя.
  • Строго учитываются результаты обучения и продвижения учащихся: усвоение знаний, развитие способностей, воспитание у детей определенных качеств и свойств личности.

Учет результатов ведется разными способами, причем все время отмечается, какие результаты обучения соответствуют методам, способам и приемам обучения. Таким образом, выявляется влияние метода на успех обучения, устанавливается зависимость между методом и результатами его применения, что находит свое выражение в усвоении учащимися новых знаний и в развитии познавательных способностей.

Существенным в постановке методического эксперимента является проверка вариаций в методах обучения, поэтому эксперимент обычно проводится в двух и более параллельных классах. Очень важно, чтобы исследование в разных классах проводилось при прочих равных условиях.

Результаты эксперимента выявляются через письменные контрольные работы, устный фронтальный опрос и индивидуальные беседы с учениками. Такая проверка проводится через определенные промежутки времени в соответствии с запланированными этапами экспериментальной работы. При этом большое значение имеет не только число допущенных учеником ошибок, но и математическая а также психологическая природа их.

Одним из эффективных способов выяснения психологических причин допущенной ошибки служит наблюдение за поведением ученика во время индивидуальной беседы с ним по поводу данной ошибки. В присутствии экспериментатора ученик решает задачу или пример, вызвавший у него затруднения. Экспериментатор наблюдает время, затрачиваемое учеником на эту работу; отмечает паузы при ее выполнении; протоколирует поиски учеником вслух или шепотом приемов решения, все отклонения от правильного пути, а также наводящие вопросы, которые помогают ребенку найти правильный ответ.

Полученные в ходе эксперимента факты подвергаются глубокому и всестороннему анализу, на основе которого делаются обобщения и выводы, создается система и определяются эффективные методы работы, которые затем через методические руководства внедряются в школьную практику.

Экспериментальное направление в методике начального обучения математике получило особенно широкое распространение в последние годы.

Оцените статью
Kaknauchit.ru
Добавить комментарий