Методика начального обучения. Связь с дидактикой и педагогической психологией.

svyaz s didaktikoj i pedagogicheskoj psihologiej Методика начального обучения

Методика начального обучения математике тесно связана с дидактикой и с педагогической психологией.

Дидактика излагает принципы обучения.

  • В процессе обучения математике нужно соблюдать принцип научности и систематичности обучения, связь теории с практикой., принцип сознательности и активности, наглядности и доступности, индивидуально-то подхода к учащимся в условиях коллективной работы с классом.
  • Научность и систематичность начального обучения математике находятся в прямой зависимости от математики как науки. Начальный курс при всей его элементарности раскрывает в доступной ученикам форме систему математических понятий. При этом недопустимы какие-либо искажения математических понятий, определений, правил.
  • Связь теории с практикой в начальном курсе математики осуществляется через счет, измерения и решение задач, связанных с явлениями окружающей действительности и особенно с трудовой деятельностью вообще и деятельностью самих школьников в частности.
  • Активность учеников при сознательном усвоении математических понятий — важнейшее условие успешности обучения математике, требующей от ученика сравнительно высокого уровня мыслительной деятельности, умения обобщать, делать выводы, формулировать правила. Отсюда важную роль на уроках математики играет эвристический метод.

Требование индивидуального подхода к детям имеет особое значение на уроках математики. То, что легко дается одним ученикам, может оказаться трудным для других. Долг учителя — предусмотреть это, дать самостоятельную работу успевающим и в то же время уделить специальное внимание отстающим. Тем самым обеспечиваются не только хорошие результаты учебной работы, но и разрешаются воспитательные задачи обучения — возбуждение интереса к предмету у всех учеников, а у слабых — укрепление веры в свои силы.

Педагогическая психология раскрывает закономерности учения, то есть восприятия и усвоения знаний учащимися. Обучение (предмет методики) и учение (предмет педагогической психологии) тесно связаны между собой. Отсюда при построении методики начального обучения математике нельзя не учитывать те закономерности, которые устанавливает психология в отношении процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков, в отношении формирования понятий, в решении проблемы общего развития детей. Психология помогает наметить эффективные приемы и формы обучения математике и обосновать систему работы учителя по этому предмету с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Методико-математические закономерности сходны с психологическими. Но в них есть и различие. Оно состоит в том, что задачи, стоящие перед методикой, шире тех, которые стоят перед педагогической психологией. Задача психологии — раскрыть закономерности усвоения учеником тех или иных понятий, умений, навыков. Задача методики состоит в том, чтобы, опираясь на психологические закономерности, установить приемы воздействия на ученика, направить, ускорить и облегчить процесс усвоения.

Итак, обращение к теории познания, к учению о первой и второй сигнальных системах, к теории множеств, а также тщательный учет психолого-дидактических закономерностей обучения и воспитания дает возможность построить научно обоснованную и целесообразную систему методов и приемов обучения математике в начальной школе.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment