Использование арифметических задач в целях воспитания учеников.

ispolzovanie arifmeticheskih zadach v czelyah vospitaniya uchenikov Психологические основы обучения

Арифметические задачи могут и должны рассматриваться не только в качестве основы для формирования арифметических понятий, для разъяснения смысла арифметических действий и как упражнения в вычислениях, но и как своего рода короткие рассказы, знакомящие детей на близком, доступном, интересном для них материале с окружающей жизнью. Поэтому по отношению к каждой задаче, так же как по отношению к любому рассказу, который дети читают на уроке русского языка, может быть поставлен вопрос: «Что она дает для воспитания детей?»

Арифметические задачи могут служить для ученика источником знаний самых разных сторон жизни не только детей, но и взрослых, знакомить его с фактами, отражающими жизнь и труд советских людей, их борьбу за построение коммунизма в нашей стране. Все это связывает обучение арифметике с жизнью, благодаря чему обучение сочетается с воспитанием.

Задачи, имеющиеся в учебниках арифметики, содержат богатый и интересный жизненный материал, который далеко не достаточно используется учителями именно в этом направлении. В результате дети обычно смотрят на решение задачи как на чисто арифметическое упражнение и не придают часто никакого значения содержанию задачи. Вследствие этого воспитательное воздействие содержания задачи сильно снижается.

Составление и решение задач на числовом материале, собранном детьми из реальной жизни (в школе, во время экскурсии, при разговоре с родителями и т. п.), учитель легко может использовать для того, чтобы познакомить детей с различными успехами людей, знакомых им, показать, какое значение имеют дела этих людей для общего дела улучшения жизни в стране, какое огромное значение придается у нас улучшению бытовых условий и общего уровня материальной обеспеченности граждан.

Числа, почерпнутые детьми на основе собственных наблюдений или из бесед со старшими, с успехом используются при составлении задач во всех классах. Однако нельзя не учитывать и того, что интересы детей (особенно III—IV классов) не ограничиваются жизнью только своей школы и даже своего села или города. 10 – 11 летние дети — это уже маленькие граждане, и их интересует жизнь всей нашей страны. Новейшие достижения нашей техники, планы развития промышленности, преобразования природы, — все это находит живейший отклик в душе каждого ребенка.

Расширять и углублять этот интерес, использовать его для воспитания у детей таких высоких моральных качеств, как любовь к Родине, стремление своим трудом внести посильный вклад в дело развития экономики страны, наконец просто стремление стать достойным человеком, — долг и прямая обязанность учителя.

Этой цели отвечает составление и решение арифметических задач, отражающих планы создания материально-технической базы, планы культурного строительства в нашей стране, модернизации экономики и сельского хозяйства и т. п.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment