Индивидуальная работа по предупреждение и ликвидации отставания учащихся

individualnaya rabota po preduprezhdenie i likvidaczii otstavaniya uchashhihsya Урок как форма обучения

Обучая детей математике, учитель обычно добивается, чтобы уже на уроке все ученики усвоили основной материал и закрепили его. Это предупреждает появление неуспевающих учеников. Готовясь к уроку, учитель старается предусмотреть все возможные затруднения, с которыми могут встретиться ученики при изучении данного вопроса, и наметить способы их преодоления.

Добиваясь активного участия в работе на уроке всех детей, учитель должен уделять особое внимание тем из них, которые по каким-либо причинам могут отстать. Таким ученикам надо чаще предлагать отвечать на вопрос, поставленный всему классу, воспроизводить объяснение, повторять хороший ответ товарища.

Однако в отдельных случаях все же может возникнуть угроза отставания отдельных учеников. В этом случае приходится проводить внеурочную работу, так как специальная работа с отстающими учениками во время урока требует затраты большого времени в ущерб работе остальных учеников класса.

Проводя дополнительные занятия, не следует допускать перегрузки отставшего ученика учебной работой, нужно экономно расходовать его силы. Наиболее эффективной будет та помощь, которая оказывается в индивидуальном порядке, когда учитель учитывает способности и возможности ученика, причины и характер отставания. Некоторым ученикам недостаточна та наглядность, которая применяется для основного состава класса; другим ученикам оказывается не по силам обычная скорость перехода от наглядности к отвлеченному рассуждению. Иногда ученик оказывается неуспевающим из-за невнимательности и большой рассеянности.

Индивидуальные занятия позволяют устранить все эти и другие причины отставания.

  • Методика индивидуальной работы с отставшими учениками сложна, и поэтому эта работа должна проходить под квалифицированным руководством учителя. Однако это не исключает участия родителей и специально подготовленных к этому учеников в занятиях с детьми, не усвоившими того или иного раздела программы.
  • Занятия одного ученика с другим, когда это происходит под руководством учителя, приносят пользу и тому и другому ученику. Тот, кто ведет занятие, не просто механически повторяет материал, но еще глубже осознает изученное, у него вырабатывается чувство товарищеской взаимопомощи и поддержки; он получает моральное удовлетворение тем, что своим трудом, своими знаниями принес пользу другим.
  • Шефство успевающих учеников над своими товарищами полезно лишь в том случае, когда интерес к этому делу проявляют сами дети; тогда они выполняют работу с желанием.
  • Учебный материал для индивидуальных заданий можно брать из учебников арифметики, но лучше, когда задача, примеры и другие упражнения составлены специально, с учетом характера отставания и способностей неуспевающего ученика. Все выполненные учеником задания нужно своевременно проверять и учитывать в дальнейшей работе с этими учениками на уроке и вне урока.

Работа по преодолению пробелов в знаниях ученика будет тем успешнее, чем больший интерес к изучаемому материалу удастся возбудить у этого ученика, чем большую активность и самостоятельность он проявил во время работы.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment