Основные типы уроков математики |
В зависимости от содержания и цели урока в малокомплектных школах различаются четыре типа сочетания видов занятий на уроках математики: 1) во всех классах изучается новый материал; 2) в одном из классов изучается новый материал, а в другом — проводятся упражнения; 3) урок упражнений в обоих классах; 4) в обоих классах или в одном из них выполняются практические работы с выходом из классной комнаты. По построению первый тип урока является наиболее сложным. Несомненно, труднее построить урок для двух и более классов, когда в каждом из них планируется изучение нового материала. При подготовке к такому уроку возникает ряд вопросов: в каком классе начинать изучение нового материала? Какой из классов должен приступить к изучению нового материала на базе предварительной самостоятельной работы и какие для этого имеются возможности? Как подготовить детей к самостоятельной работе? С помощью каких методов объяснять новый материал и закреплять новые знания? Допустим, что, занимаясь одновременно во II и IV классах, учителю нужно объяснить во II классе прием умножения круглых десятков на однозначное число, а в IV классе — прием деления трех и четырехзначного числа на трехзначное число. Учебным материалом для объяснения и упражнений во II классе служат примеры и задачи № 115 — 120 (учебник для II кл.), в IV классе — примеры и задачи № 131 — 134 (учебник для IV кл.). Учитель в этом случае может составить следующий план урока:
Подобная схема урока применяется в том случае, когда в начале урока учитель занимается в младшем классе, а в старшем классе в это время проводится самостоятельная работа, рассчитанная на подготовку учащихся к усвоению нового материала. Приведенная схема урока является основной: младший класс чаще всего начинает урок с учителем, но можно и в младшем классе начинать урок данного типа самостоятельной работой. Объяснение нового материала строится на базе ранее изученного детьми и только что воспринятого в процессе самостоятельной работы. Часто используются такие примеры и задачи, которые могут быть решены устно, и на основе полученных результатов делаются выводы и обобщения. Но когда учебный материал требует использования больших чисел и письменных вычислений, последние выполняются обязательно. Изучению нового материала предшествует предварительная самостоятельная работа детей над этим материалом. Занимаясь с учителем, ученики анализируют результаты самостоятельной работы и готовятся к выводам и обобщениям. В приведенном уроке во втором классе первая самостоятельная работа связана с первичным восприятием и осмысливанием нового для них учебного материала — умножения круглых десятков в пределах 100, вторая — закрепляющая новый прием умножения. В четвертом классе первая самостоятельная работа готовит учеников к усвоению нового материала. Вторая самостоятельная работа преследует цели закрепления нового приема деления. После проверки самостоятельной работы делается вывод правила деления на трехзначное число. Во II классе последняя самостоятельная работа остается не проверенной. Она проста по содержанию и не вызывает у детей затруднений. Она как бы продолжает работу, начатую с учителем, и является закрепляющей. Особенность уроков второго типа заключается в том, что учитель в одном из классов проводит изучение нового материала, а другой класс в это время выполняет различные упражнения, направленные на выработку навыков по теме, изученной на предыдущем уроке, на закрепление ряда навыков, полученных на нескольких предыдущих уроках, и на повторение ранее изученного по одной или нескольким темам. Основная схема построения урока, где изучение нового учебного материала предусматривается в старшем классе, может быть изображена следующим образом:
Используя приведенную схему, можно составить различные варианты уроков в зависимости от содержания учебного материала. Если изучение нового материала планируется в младшем классе, то учитель начинает урок работой в этом классе. Урок этого типа состоит, как правило, из пяти этапов. Класс, в котором планируется изучение нового материала, работает с учителем в продолжение трех этапов, а в течение двух — работает самостоятельно. Другой класс на трех этапах выполняет самостоятельную работу и на двух — работает с учителем. Класс, в котором планируется изучение нового материала, готовится на первом этапе к выполнению самостоятельной работы, включающей элементы повторения, необходимого для изучения нового материала, или самостоятельно знакомится с новым учебным материалом. Второй этап работы с учителем предназначается для объяснения нового материала и подготовки учеников к выполнению закрепляющей самостоятельной работы. Третий этап работы с учителем предусматривается для проверки самостоятельной работы, уточнений и первоначальных выводов. Рассмотрим примерный урок второго типа в I — III классах с изучением нового материала в младшем классе.
Характерным для уроков данного типа является то, что в классе, в котором планируется изучение нового материала, урок начинается и заканчивается работой учителя с учениками. Это диктуется необходимостью подготовить учеников к восприятию нового материала и проверить качество его усвоения. Третий тип уроков характерен тем, что во всех классах планируются только упражнения. Основная схема уроков данного типа сводится к следующему:
Основные особенности урока третьего типа состоят в том, что время работы учителя между классами распределяется поровну, с небольшими отклонениями, каждый из классов выполняет более продолжительную самостоятельную работу; класс, начинающий урок с учителем, заканчивает его самостоятельной работой. Периодически в каждом из классов практикуются длительные самостоятельные работы: в младших классах до 25 — 30 минут, а в старших — до 35 — 40 минут. На таких уроках в одном классе проводится проверка знаний и навыков учащихся по одному или нескольким разделам программы, а в другом— тренировочные, повторительные или творческие работы. К урокам данного типа относятся уроки с проверочными заданиями и в двух классах одновременно. Особенность уроков четвертого типа заключается в том, что один из классов на таком уроке выполняет различные измерительные работы. Часть урока или весь урок он находится вне классной комнаты и выполняет задания под руководством учителя или самостоятельно. Иногда на таком уроке оба класса (старший и младший) выполняют измерительные работы совместно. Ученики старшего класса при этом выполняют роль помощников. Совместная работа старших и младших учеников над заданием в условиях малокомплектной школы весьма важный педагогический прием. Его всемерно следует поощрять, ибо весь процесс обучения и воспитания в малокомплектной школе протекает одновременно при наличии двух возрастных групп детей. Рассмотрим основную схему плана урока четвертого типа, когда младший класс занимается учебной работой в классной комнате, а старший класс в течение 20 — 25 минут выполняет задание практического характера вне класса
Для практической работы ученики распределяются по звеньям (3 — 4 человека в каждом). Когда выполняют задания на местности оба класса, то младший класс тоже делится на звенья, которые входят в состав звеньев старшего класса. Урок делится на три этапа. Класс, выполняющий практические работы вне классной комнаты, начинает урок с учителем и заканчивает урок тоже работой с учителем. Если оба класса выходят на открытую местность для измерения, то урок строится по следующему плану:
Проверка самостоятельной работы проводится от звена к звену без нарушения работ в другом звене. В конце учебного года практические задания на местности целесообразно проводить на сдвоенных уроках, с перерывом для отдыха. Работа в таких условиях приобретает законченные формы и дает больший эффект. Ученики младших классов на таких уроках выполняют роль помощников. Их присутствие на уроке благоприятно отражается на дальнейшем изучении программного материала по арифметике. Нами рассмотрены основные схемы уроков четырех типов. Каждая схема является примерной; в зависимости от содержания урока возможны отклонения в распределении времени учителя по этапам урока и в чередовании их. Практическое применение каждой из приведенных примерных схем является делом учителя. От цели урока и его содержания зависит построение урока. В пределах одного типа уроков при творческом подходе к уроку можно иметь несколько вариантов, и все они могут быть целесообразными. Выбор типа урока находится в зависимости от цели и содержания данного урока. Построение урока по избранной схеме ведется с учетом распределения учебного материала для работы учителя с учениками и для самостоятельной работы. При этом учитывается подготовка к усвоению новых знаний, проведенная на предыдущих уроках. |
< Пред. | След. > |
---|