Устное сложение и вычитание в пределах тысячи |
Работа над общими приемами устного сложения и вычитания в пределах тысячи должна дать ученикам такие умения, которые могут быть самостоятельно использованы детьми в новых условиях на последующих ступенях обучения. Так, если ученики научились производить сложение и вычитание над круглыми десятками и сотнями, то они без помощи учителя решают примеры вида: 8000 + 6000; 40000 + 50000. В пределах этого же концентра начинается изучение частных приемов устных вычислений На таком уровне ученики усваивают следующие приемы устного сложения и вычитания:
Усвоение перечисленных приемов начинается с первого класса и продолжается в новых условиях на втором году обучения. Взаимно обратные случаи сложения и вычитания полезно рассматривать одновременно, сопоставляя их. Например:
Методика работы над этими навыками должна строиться так, чтобы дети по возможности сами находили рациональные вычислительные приемы. К этому времени дети уже накопили материал, который можно использовать для развития их самостоятельности и который можно начать приводить в систему. В целях систематизации и обобщения знаний полезно не только сопоставлять сходные примеры (13 + 2; 24 + 3; 35 + 20) и примеры, к которым применяются знакомые приемы в новых условиях (374 + 2; 374 + 20; 374 + 200), но и проводить специальные упражнения, направленные на систематизацию и дальнейшее развитие соответствующих понятий. С этой точки зрения целесообразно применять запись вычислительных приемов в виде числовой формулы (160 + 80 = 160 + 40 + 40), обратные упражнения (230 — 30 — 40 = 230 — 70) и др. В пределах тысячи начинается изучение частных приемов устного сложения и вычитания: приемов округления слагаемых и вычитаемого 99 - 64 = (100 — 1) + 64 = 100 + 64—1; 73 + 99 = 73 + (100— 1) = 73 + 100 — 1; 145 — 99 = 145 — (100— 1) = 145— 100 + 1. Иначе говоря, здесь продолжается усвоение следующих свойств разности: прибавление числа к разности, прибавление разности к числу и вычитание разности из числа. |
< Пред. | След. > |
---|