Связь обучения с жизнью |
При обучении связь арифметики с жизнью имеет большое воспитательное значение и является важнейшим средством преодоления формализма знаний учащихся. С первых уроков, когда дети учатся считать и измерять, надо помочь им увидеть, с одной стороны, арифметику вокруг нас, а с другой стороны, практический смысл получаемых арифметических знаний и навыков. Выполнению первой задачи способствует участие детей в посильном труде, экскурсии в сад, в лес, в магазин и т. д. Накопленный при этом числовой материал затем используется на уроках. Вторая задача решается попутно на каждом уроке, когда учитель раскрывает детям цель изучения того или иного материала, а также создает такие жизненные ситуации, которые требуют применения определенных знаний и умений (счета, измерения, арифметического действия и т. п.) В процессе изучения первого десятка ученики должны овладеть такими жизненно необходимыми навыками, как счет и измерение. Упражнения в счете нельзя подменять упражнениями в назывании чисел в прямом и обратном порядке (что, кстати сказать, тоже нужно, но преследует другую цель — усвоение последовательности чисел натурального ряда). Счет предполагает наличие предметов и установление взаимно однозначного соответствия: число — элемент множества (отдельный предмет или группа предметов). Опыт передовых учителей подтверждает целесообразность более раннего включения в программу таких величин, как длина, вес, вместимость и их измерение с помощью общепринятых единиц. Уже при изучении нумерации можно познакомить детей с метром и сантиметром и научить их измерять длину с помощью этих мер, причем на первых порах полезно отмечать единицы измерения, чтобы затем проверять правильность полученного результата пересчитыванием единичных отрезков (рис. 36). ![]() рис. 36 Обучение арифметике должно быть связано не только с окружающей жизнью (в широком смысле слова), но и с жизнью ребенка. Привлечение знаний детей, их представлений, а также расширение, практического опыта детей через обучение плодотворно влияет на усвоение новых арифметических сведений, воспитывает интерес ребенка к учебному предмету. |
< Пред. | След. > |
---|